С какой точки зрения стоило бы подходить и к вырабатываемой сейчас концепции базовой школы? Пожалуй, в ее основу можно было бы положить три взаимосвязанные идеи: духовность, грамота, развитие.
Духовность — это собственное стремление человека к правде, добру и красоте. Такое стремление и должна пробуждать школа сначала в ребенке, потом в подростке и в молодом человеке. Человек, стремящийся жить по правде, по совести, стремящийся к добру и красоте, обязательно будет хорошим гражданином, и хорошим работником, и хорошим семьянином.
Идти следует от воспитания внутренних добрых стремлений — к требованиям общества, а не наоборот, как сейчас принято.
Грамота — овладение многими научными языками. Научился читать — будет читать сам. Научился химическому языку — будет человек сам или в других заведениях изучать химию, если потребуется. Боюсь высказываться слишком категорично, но, может быть, базовое образование — это обучение алфавитам, алгоритмам и основным умениям (в том числе и умственным), необходимым для продолжения учения.
Развитие — расширение жизненного, культурного кругозора, привычка к творческим подходам, запуск природного маховика развития, который будет вертеться всю жизнь и двигать человека вперед.
Если школа, применяя идеи педагогики сотрудничества, каждому ученику даст духовность, грамоту и развитие, то о чем же еще мечтать?
Симон Соловейчик
«Учительская газета», 1988 год, 21 июля