По своему драматизму и накалу этот поединок, возможно, не имеет равных в истории мирового спорта. Ведя весь матч с отрывом в 5-10 очков, советская сборная под конец игры умудрилась растерять преимущество и за три секунды до финального свистка проигрывала американцам одно очко. Все решили те самые три секунды, за которые, по уверению тренера Владимира Кондрашина, можно выиграть матч и опять его проиграть. Проиграть не получилось. Выиграть удалось. Точный пас через всю площадку Ивана Едешко, взлет вверх Александра Белова, бросок — и вечно вторая сборная СССР становится чемпионом мюнхенской Олимпиады 1972 года...
Эта мистическая, «иррациональная победа», осененная благословением Бога, как написал о ней впоследствии участник мюнхенской виктории, баскетболист Сергей Белов (повезло советской сборной на Беловых), что называется, просилась быть экранизированной. Особенно после триумфального успеха фильма «Легенда № 17», который доказал, что спорт на экране — не только в жанре документальной телетрансляции — может быть увлекательным и духоподъемным зрелищем.
Надо ли удивляться, что за постановку нового спортивного блокбастера опять взялась студия Никиты Михалкова «ТРИТЭ». Сценарий (при участии Андрея Курейчика) написал Николай Куликов, который уже отличился на «Легенде № 17». Основой для создания фильма послужила мемуарная книга «Движение вверх» уже упоминавшегося Сергея Белова, который не только рассказал о своем восхождении на спортивный олимп, но буквально посекундно вспомнил и заново пережил все перипетии того легендарного поединка.
От печки, то есть от баскетбольного щита, и решили плясать авторы фильма. Режиссер Антон Мегердичев, получив предложение продюсеров, по его собственному признанию, раз 500 посмотрел запись матча. В итоге он проникся любовью к этому красивому, динамичному виду спорта и захотел передать свое восхищение будущим зрителям. И, думается, стократно прав один из продюсеров фильма Леонид Верещагин, утверждая, что так выразительно, ярко, размашисто баскетбол в мировом кино еще не был показан.
Соленый пот тренировок и вдохновенная красота комбинаций. Азарт стремительных атак и игра на пределе человеческих сил. Сладость тяжелых побед и горечь необъяснимых поражений. Немолчный гул трибун и звенящая тишина перед решающим штрафным броском: Все это зритель, даже весьма далекий от спорта, увидит, поймет и буквально кожей, порами прочувствует, впитает по ходу течения (нет, стремительного движения) этого напряженного, захватывающего фильма.
Финальная треть «Движения вверх», которая, по сути, являет собой художественную реконструкцию мюнхенского поединка, снималась сразу шестью (!) операторскими командами. «Я никогда не видел, даже работая в Америке, так много камер, — признается исполнитель роли тренера советской сборной Владимир Машков. — Они летали над нами, ездили под нами, бегали за нами, окружали нас, подглядывали со стороны...»
Словом, с баскетболом в фильме все на высшем уровне. Но для игрового фильма этого все-таки мало. Нужны яркие характеры, увлекательные житейские истории, точные бытовые зарисовки. В мемуарах Сергея Белова они присутствуют, но зачастую в беглых, эскизных набросках. Их надо было развернуть в полноценные сцены, перевести в драматургию, в пластику кинематографического письма. И здесь авторам фильма тоже многое удалось.
Взрывные, смешливые, компанейские грузины Коркия и Саканделидзе. Немногословный, себе на уме литовец Паулаускас, которого авторы зачем-то сделали антисоветчиком, хотя и раскаявшимся. Плохо видящий без очков, полагающийся больше на интуицию, чем на подслеповатые глаза казах Жармухамедов. Простой как правда белорус Едешко. Гиганты-русаки — неутомимый работяга Сергей Белов и «баскетбольный Моцарт» Александр Белов, проживший на свете всего 27 лет...
Эти и другие знаменитые спортсмены обрисованы в фильме не то чтобы объемно, но в достаточной мере, чтобы возник прекрасный в своей цельности коллективный портрет команды, спаянной одной великой мечтой: вопреки скепсису спортивных функционеров, наперекор своим собственным сомнениям одолеть несокрушимую американскую команду, которая не знала поражений на Олимпийских играх 36 лет подряд! Этой гегемонии, казалось, и дальше не будет конца, пока за дело не взялся новый тренер сборной СССР, великий Владимир Кондрашин, сменивший на этом посту великого Александра Гомельского.
Владимир Машков, наш лучший актер вот уже на протяжении четверти века, играет Кондрашина сильно, раскованно, рискованно, страстно — во всю мощь своего харизматичного дарования. Он не боится показать своего героя мужиковатым, жестким, властным, грубым, но и растерянным, мятущимся, ранимым. И — неизменно верящим в свою звезду, в победу. Безусловно, роль Кондрашина — одна из лучших работ Машкова за всю его кинокарьеру. Тем более странно слышать по ходу фильма, что он играет некоего Гаранжина. Но сборную СССР, в которой блистали перечисленные выше баскетболисты, тренировал и привел к победе именно Кондрашин. Что за белиберда?
Оказывается, авторы фильма, всесторонне готовясь к съемкам, совершили, как мне кажется, серьезный этический, а возможно, и юридический промах: с непосредственными участниками событий они почему-то стали встречаться после того, как сценарий был уже написан. Кто-то сразу поддержал этот амбициозный проект. Иван Едешко поначалу был настроен резко против, но в результате принял окончательную версию фильма и даже стал его неутомимым пропагандистом.
А вот Александра Овчинникова, вдова Александра Белова, сама в прошлом знаменитая баскетболистка, чемпионка мира, а также вдова и сын Владимира Кондрашина оскорбились бестактным, основанным на выдумках, как они утверждают, кинематографическим вторжением в частную жизнь их семей. Да и в спортивной части будущего фильма они обнаружили немало несообразностей. В частности, нелепую сцену, в которой игроки сборной СССР проигрывают матч «на интерес» (икра против долларов) какой-то американской дворовой шпане. В итоге «несогласные» подали иск в суд, требуя изменений в сценарии. Но паровоз уже летел на всех парах, его было не остановить...
В результате этих так и не завершенных на сегодняшний день судебных тяжб авторы фильма поменяли у некоторых ключевых героев «Движения вверх» фамилии, чем, по-моему, усугубили проблему. Ибо теперь на экране как бы реальный Александр Белов, считавший Кондрашина своим вторым отцом, тренируется под руководством некоего Гаранжина, которого не существовало в природе, и проводит ночь любви с какой-то, получается, посторонней Екатериной Свешниковой, а не со своей невестой Александрой Овчинниковой. Для знатоков и любителей баскетбола это будет, конечно, шоком и нонсенсом.
Другое дело, что фильм адресован массовой зрительской аудитории, которая обычно не вникает в такие тонкости. И, скорее всего, лихо снятый, крепко сшитый фильм эту аудиторию найдет, убедит и победит ее. Как в целом убедил и захватил он, в конечном счете, меня. Но осадок от этой странной истории, в которой родственники Александра Белова и Владимира Кондрашина почувствовали себя совершенно беззащитными перед сокрушительной кинематографической машиной и перед нашей неповоротливой Фемидой, у меня тоже, увы, останется.
Леонид Павлючик