Из-за ограничений, введенных властями для борьбы с распространением коронавируса, отечественные табачные концерны временно остановили работу всех своих российских фабрик. По словам представителей табачного лобби, удорожание «синему дурману» не грозит — стоимость сигарет регулируется государством. Вместе с тем вырастут потоки контрафактной продукции, проходящей через Белоруссию и Казахстан, которая и так в настоящее время отравляет россиян сомнительными «никотиновыми палочками».
Как предупреждают табачные компании, карантинная неделя, введенная государством для борьбы с распространением коронавируса, грозит дефицитом сигарет на российском рынке и обязательно скажется на количестве розничной продукции. Свою работу временно остановили все табачные отечественные концерны — в первую очередь фабрики, открытые в России международными концернами Japan Tobacco, Philip Morris и British American Tobacco. Это вызвано, с одной стороны, карантинными условиями в стране, а с другой — разрывом бизнес-цепочек: для производства российских сигарет требуются импортные компоненты. По мнению представителей этих компаний, простой производства грозит дефицитом сигарет на российском рынке, и даже задержка их работы на одну неделю способна отрицательно сказаться на рознице. Как полагает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов, очевидно, что производители намекают на возможное повышение цен.
Вместе с тем представители табачных компаний предлагают свой вариант выхода из проблемной ситуации. Главное их пожелание — включение табачных изделий в перечень товаров первой необходимости, так как остановка работы крупнейших российских производителей сигарет приведет к недельным потерям бюджета в 10 млрд рублей.
Рядовым курильщикам, которых насчитывается до 30% работающего населения России, пока не стоит беспокоиться. Как отмечает исполнительный директор «Движения за права курильщиков» Андрей Лоскутов, решение о стоимости табачных изделий принимается правительством, поэтому резкого скачка цен на сигареты не произойдет в любом случае.
В то же время отраслевые эксперты предупреждают, что отечественный рынок табака рискует наполниться нелегальными сигаретами. По оценке Лоскутова, уже сейчас, к примеру, 35% рынка Алтайского края наводнено контрафактным табаком. В Ростове-на-Дону этот показатель доходит до 50%. По подсчетам Nielsen, ежегодно в России продается примерно 580 млн нелегальных пачек сигарет. Такой объем можно сравнить с тысячами полностью загруженных автомобильных фур. Объем контрафактного табака на российском рынке «в мирное время» превышает 4,5%.
По словам директора «Бритиш американ тобакко» по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям Яны Гуськовой, Всемирная организация здравоохранения подтверждает, что в России существует около 36 млн взрослых курильщиков. «Табак является товаром, который невозможно заменить. Остановка его производства и реализации сигарет спровоцирует ажиотажный спрос и, несмотря на наличие торговых запасов, приведет к дефициту», — уверена она.
Дефицит будет мгновенно восполнен нелегальной продукцией, а приостановка работы российских производителей сигарет будет стоить госбюджету примерно 10 млрд рублей в неделю недополученных акцизов и налогов.
Цены нелегальных сигарет значительно ниже, чем сигарет отечественных производителей: если отечественные табачные компании продают пачку любого зарубежного бренда за 100–200 рублей, то товар, изготовленный в Белоруссии, в переводе на российские рубли будет стоить менее 80 рублей, а в Казахстане — менее 60 рублей. Нельзя забывать о растущем спросе на арабские сигареты, за которые на нелегальных рынках выставляют цену в 40–55 рублей за пачку. В 2017 году из-за увеличения объемов нелегальной торговли российский бюджет потерял до 30 млрд рублей.
«Простой табачных фабрик крайне отрицательно отразится на налоговых поступлениях в российский бюджет. Производителям придется сократить свои фискальные затраты примерно на 10%. Сталин курил трубку, Черчилль — сигары, а Рузвельт — сигареты. Никотин — это, несомненно, яд. Но продажа табачных изделий продолжает приносить существенный доход в бюджет, и проблемы с его товарооборотом могут привести к самым неприятным последствиям», — отмечает Лоскутов.
Николай Макеев