Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ученые разобрали жизненный код успешных россиян

Человек из "большой пятерки"

Почему кто-то легко находит работу, а кто-то получает отказ за отказом? Почему кто-то делает стремительную карьеру, а кто-то застревает на месте? Почему один ходит на службу как на праздник, а другой — словно отбывает повинность? Очень часто эта несправедливость связана не с профессиональными навыками, а с личными качествами человека.

Научная работа исследователей из Центра трудовых исследований Высшей школы экономики показывает, что сегодня выигрывают те, кому свойственны открытость новому опыту, добросовестность и эмоциональная стабильность.


фото: pixabay.com

— В последнее время все больше проявляется интерес к тому, как влияют личные особенности человека на его доходы. Это точка, где сходятся экономика и психология.

— Наша работа выросла из новейшего направления прикладных экономических исследований. Мы использовали результаты массовых опросов Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2000-е годы. «Психология» была представлена концепциями «локуса контроля» и «большой пятерки» (Big five) личностных черт, — говорит Анна ЗУДИНА, кандидат социологических наук, один из авторов исследования. — Психологические свойства связаны с индикаторами жизненного успеха, и уровень их развития влияет на такие показатели, как доходы, удовлетворенность жизнью, самооценка.

— Описания типов личности из «большой пятерки» чем-то напоминают продвинутый гороскоп…

— «Большая пятерка» — это шкала личностных свойств, которая дает представление для объективного описания психологического портрета. Сюда входят такие характеристики, как экстраверсия (ориентированность на внешний мир), дружелюбие и готовность к компромиссам, добросовестность и сознательность, эмоциональная стабильность, открытость новому опыту.

— Большинство людей склонны списывать происходящее с ними, в особенности неудачи, на какие-то внешние факторы: судьбу, случай, обстоятельства и даже астрологические прогнозы: мол, звезды не так сошлись. И лишь немногие отдают себе отчет в том, что оказались в аутсайдерах по своей вине…

— В социальной психологии это называется «локус контроля». Он характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Кто несет ответственность за происходящее в моей жизни? Различают внутренний и внешний локус. Один человек убежден, что может повлиять на события, которые происходят с ним, и что-то изменить к лучшему. Негативные перемены он считает зоной своей персональной ответственности. А другой — склонен искать причины вовне. Он признается, что чувствует себя беспомощным перед проблемами, возникающими в его жизни. Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели. Им свойственны уравновешенность, доброжелательность, независимость. Неудивительно, что на протяжении всего периода наблюдений наибольшую склонность к принятию внутренней ответственности за события своей жизни продемонстрировали обладатели вузовских дипломов, а наименьшую — те, кто имел неполное среднее образование. Интересно, что результаты опросов показывают: о возможности улучшить свою жизнь с помощью собственных усилий чаще говорили официально трудоустроенные, а также самозанятые и работающее по найму без оформления, то есть в целом люди, уже имеющие работу.


Анна Зудина. Фото из личного архива

— Какая категория населения России больше готова взять на себя ответственность?

— Как показывают опросы, в России претензии к себе чаще выражают молодые люди. Так, в 2000 году среди 15–29-летних таких оказалось очень много — около 60 процентов. Но с возрастом эта готовность снижается, а среди тех, кому за 60, таких меньше всего. На вопрос о собственной ответственности за происходящие события тогда положительно ответили менее половины мужчин и менее трети женщин. Явный пессимизм в отношении собственных возможностей особенно сильно был выражен у лиц в возрасте 50 лет и старше, среди которых положительный ответ дал примерно каждый третий респондент. Негативная оценка собственных возможностей нарастала с возрастом, достигая максимума в группе старше 60 лет (доля позитивных ответов менее 5%). С тех пор прошло 20 лет, и есть основания утверждать, что постепенное нарастание склонности к внутреннему локусу контроля во времени наблюдается во всех возрастных группах.

— Обладают ли женщины какими-то преимуществами по сравнению с мужчинами?

— Мы получили такие интересные результаты, согласно которым внутренний локус контроля более характерен для мужчин, а характеристики из «большой пятерки» в большей степени распространены среди женщин. Есть зарубежное исследование, которое показало, что доброжелательные женщины, умеющие договариваться с другими, намного реже выходят на работу, будучи замужем. Они ориентированы на то, чтобы избежать конфликтов в семье, и именно по этой причине редко выходят на рынок труда, решая принести собственные предпочтения в жертву семейным обязанностям.

— Почему у выпускников одного и того же вуза по-разному складывается карьера: одного регулярно повышают по службе, а другой прозябает на низкой зарплате и скромной позиции?

— Есть более способные люди, которые добиваются успеха в самых разных сферах жизни. Формальное равенство образования, наличие диплома одного и того же вуза и даже факультета не являются сигналом того, что с точки зрения некогнитивных способностей эти работники будут одинаковы. Один мотивирован на получение знаний, он получает второе образование, открыт новому — технологиям, методикам, которые готов попробовать на своей работе. Способности к обучению и переобучению — сложная работа, требующая мощной мотивации. А другому все это неинтересно. У них наверняка и в дипломах разные оценки, один был троечником, а второй — отличником, и в дальнейшем, несмотря на формальное равенство, их траектории расходятся.

— Психологи как-то объясняют этот феномен?

— Психологи выделяют два типа навыков: «жесткие», которые приобретаются человеком во время обучения или в процессе работы. А «мягкие» больше коррелированы с личностными особенностями человека и его поведением в социуме. Среди них: дисциплинированность, стрессоустойчивость, дружелюбность, обязательность, вера в себя и свои силы. Хорошее владение навыками обоих типов, как правило, становится гарантией успешной карьеры. Зачастую именно недостаточное развитие «мягких» навыков у работника помогает понять причины его жизненной несостоятельности.

— Но, вероятно, разные профессии предъявляют разные требования?

— И то, что ценно в одном случае, не так хорошо в другом. Для представителей некоторых профессий крайне важно быть открытым новому опыту, а для других критически важна осторожность, здоровый консерватизм. Но и то, и другое — разные полюсы шкалы, и средние оценки ни о чем не говорят. Добросовестность, усидчивость, организованность играют важную роль, когда нужно работать по установленному распорядку. Если же мы говорим о профессиях, которые подразумевают какой-то личный контакт в секторе услуг или торговли, очень важна экстраверсия. Доброжелательность сама по себе предполагает склонность к разрешению спорных ситуаций. Это качество необходимо в профессиях, где работа имеет командный характер.

— Можете назвать черты характера, которые мешают делать карьеру?

— Это тоже зависит от профессии. Например, эмоциональная стабильность — хорошее качество. Но выдержанность важна на работе, где регулярно происходят нештатные ситуации, случаются стрессы. А эмоциональная нестабильность, сопряженная с импульсивностью, повышенной чувствительностью, важна для представителей творческих профессий. Писатель, режиссер или художник, выдержанный, спокойный по натуре, возможно, и не состоится в своей профессии. Внутренние характеристики могут приводить к самоотбору в определенные профессии и виды деятельности. Среди руководителей преобладают те, кто открыт внешнему миру. Такие люди общительны, ответственны, склонны к приключениям, активны, более стрессоустойчивы. Они, как правило, больше зарабатывают. Но эти характеристики могли быть им присущи, скорее всего, еще в школе, что закономерно дало им возможность получить хорошее образование.

— Получается, такие качества надо пестовать чуть ли не с младенчества?

— Ключевое формирование качеств происходит в раннем дошкольном возрасте. Выработка навыков в раннем детстве имеет принципиальное значение для получения качественного образования в будущем и последующего трудоустройства. Это во многом зависит от того, какой уровень инвестиций совершался в их формирование в раннем детстве.

— Но финансовые возможности у россиян разные. Не у всех есть возможность инвестировать в обучение своих детей...

— Речь идет не только о неравенстве семей, оно имеет выраженное социально-экономическое происхождение. В данном случае инвестиции — это не только финансовые затраты, связанные, к примеру, с оплатой дополнительных занятий в специализированных кружках, услуг репетиторов, покупкой лучших учебников, развивающих игр или книг, но и временные затраты и эмоциональные усилия. Исключительно важно, когда родители обладают именно такими ресурсами. Надо, к примеру, учить ребенка собирать игрушки независимо от того, хочется ему или нет, объяснять, что следует быть вежливым с другими людьми, и т.д. Но если родители так устают на работе, что у них нет ни времени, ни сил позаниматься с ребенком, ему трудно будет добиться успеха в будущем. Но нет правил без исключений. Возможны и ситуации, когда такому ребенку в будущем удавалось догнать тех, кто, казалось бы, ушел далеко вперед.

— Некоторые качества личности меняются с возрастом. Что говорят об этом опросы?

— С возрастом открытость и экстраверсия последовательно убывают. Наиболее высокие показатели добросовестности отмечаются в самой младшей и в самой старшей возрастных группах. Добросовестность — одна из тех характеристик «большой пятерки», которая дает наиболее положительную отдачу. Самые несговорчивые — люди 30–49 лет, а наименьшую эмоциональную стабильность демонстрируют 40–49-летние. А те, кому за 60, наиболее способны к кооперации с другими, поиску компромиссов и т.д. Наиболее высокий уровень экстраверсии, как и в случае открытости новому опыту, отмечается среди 15–19-летних. Такое свойство личности, как доброжелательность, с возрастом не меняется, даже немного усиливается в старшем возрасте. Так что у каждого возраста есть свое преимущество. Открытые новому опыту, добросовестные и эмоционально стабильные граждане России имеют больше шансов на трудовые и финансовые успехи.

— А аутсайдерами, судя по вашим данным, часто оказываются мягкие по характеру люди, которые выстраивают свое поведение, учитывая интересы других…

— По всей видимости, неумение настоять на своем приводит к неявному самоотбору — и такие люди занимают низкооплачиваемые рабочие места. Однако нахрапистые, нахальные, не принимающие во внимание мнение других не всегда успешны. Это качество в определенной степени работает до того момента, пока такой сотрудник не нарвется на начальника, который скажет «нет». А вот добросовестность, способность договариваться и избегать конфликтов никогда не будут в ущерб.

— Какие результаты исследования для вас стали неожиданными?

— Меня заинтересовал результат о различиях в средних характеристиках «большой пятерки» у представителей разных профессий. Кроме очевидных фактов, касающихся руководителей, выявилось, к примеру, что самый низкий уровень невротизма, то есть эмоциональной нестабильности, отмечается у квалифицированных работников сельского хозяйства. Они же оказались в числе лидеров по показателям добросовестности, способности договариваться и открытости новому. А вот с рабочими другая картина. Они не очень готовы идти на компромисс, и чем ниже у них квалификация, тем сильнее проявляется эмоциональная нестабильность.

— Удивительно, что в категории невротиков — неспокойных, импульсивных и эмоционально неустойчивых людей — оказался и офисный планктон…

— Человек в офисе не один, а постоянный поток посетителей, особенно если речь идет о работе в сфере продаж, способствует появлению большей раздражительности. Мы выбираем профессию в соответствии со своими склонностями. Некогнитивные навыки дополняют профессиональные, и задача в том, насколько хорошо они стыкуются. Представьте себе ситуацию: человек, который в страшном сне видел работу с людьми, устроился оператором в колл-центр. Скорее всего, долго он там не продержится…

 

Елена Светлова

Источник

 

287


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95