Учитель входит в класс.
Глаза насмешливы — и грустны. Он одинок в стенах кабинета, среди изуверского оснащения: набора стальных геометрических моделей и огромных гипсовых болванок. Сидит боком к столу, положив на него одну руку, другую совсем опустив…
…Мальчику казалось, что это не новый учитель пришел в класс, а уходит уже отработавший свое и уставший, то ли потеряв, то ли так и не найдя для себя место. Вдруг он спросил, но не сам себя, а как бы отвечая на
И еще это: «Я прошу поднять руки тех, кто любит рисовать. Понимаете, любит!»
Было унизительно молчать и слушать. Новый учитель преподносил себя так, как будто его урок был первым в их жизни. Но многие подчинились: слушали, забывая себя. Весь урок учитель говорил уже не сдерживаясь, с напряжением, нервно, как никто еще не рассказывал о своем предмете, и произносил никому неведомое.
Мальчик услышал: «итальянская земля», «испанские белила», «берлинская лазурь». Эти звуки
Всего лишь названия красок. Чудесные — и невидимые, потому что видимость придает цвет. Может быть, он коричневый, зеленый или желтый. Но… что они понимали, видя хотя бы зелень? Сколько можно увидеть только ее одной? И у каждой свой неповторимый цвет — то, чем светятся краски. Краска — это цвет. Цвет — это свет. Но мы его не видим — этот свет мы чувствуем. Художник с отрезанным ухом чувствовал в коричневом золотое, а в черном — зеленое…
Все оборвал звонок. Учитель сказал принести на следующий урок бумагу и краски.
…И теперь действительно урок, которому учитель для
…Он дал тогда полную свободу делать с бумагой и красками что хотели. О, как это было для мальчика странно и трудно: осознать, что свободен, и будто бы выдавливать на бумагу голубые деревья, желтое небо… ну, что же еще? В конце урока Карандаш оставил ученикам их картинки. И вот задание на дом: описать свои же фантазии в словах. Начиная это сочинение строкой: «Я вижу…»
Через несколько месяцев Карандаш проронил
Все его странности оказались под подозрением. Директор школы боялась и терпела: пока не окончился учебный год, избавиться от учителя рисования и черчения, не имея замены, не было никакой возможности. Но свою студию он все же основал. Правда, появления директора встречал после этого со спешащей покорной благодарностью за внимание.
Про студию говорили с тем же подозрением: дескать, школа не дворец пионеров. И Карандаша действительно не волновала
И они
«Живопись — это пот и кровь».
«Надо дерзать!»
И он же прилежно отчитывался об успехах: «Работы наших студийцев заняли первое место». И только первое! Почетные грамоты, дипломы, кубки творческих олимпиад… Пугавшие
Уроки красоты. Уроки фантазии. Беседы об искусстве. И этот образцово-показательный: «осязательное моделирование».
Мальчик помнил этот вкус — и ту радость, что была как голод.
…После занятий в изостудии учителя провожали до метро. Так они сливались в своем обожании — все, кто его любил, — оставаясь однородной массой. Она то прибывала, то убывала, но робкая верная стайка человечков обязательно дожидалась на школьном дворе, когда он появится. И это было как свидание: провожая, окружив, засыпая вопросами, стараясь блеснуть и
Этот человек заменил мальчику отца: какие страшные слова. Это был отец. Отец… Родного отца больше не было на земле. Но между мальчиком и учителем стояло такое же небытие.
Карандаш не одевал, не кормил. Ни опора, ни защита. Учитель, воспитатель. Очень просто, воспитатель — значит, воспитал. Насытил яблоком. Появился из ниоткуда — ворвался, все переменил.
Растворял в себе речью, взглядом. Опустошил. Внушил чувство своей ненужности — новый и гнетущий страх перед будущим, так что казалось,
Его студия — чуланчик, в котором лучиком света оказывалось его же признание, похвала. Каждый учитель, наверное, должен влюбить в себя, и тогда любовь проникает во все, как будто и учишься любить, учишься любви. Но почему же тот, кого любили, причинял боль, понуждая страдать за каждую ошибку? Ошибки он видел и находил их, конечно, как никто другой, а потом унижал, ранил — казалось, изощренно, без жалости
Власть над душами учеников — и боязнь душевной близости с ними же. Как могло так быть? Почему? Даже не обращаться по имени, заранее отсекая саму эту возможность… Никто даже не знал, где он жил. Можно подумать, спускался
Только однажды он вдруг стукнул по столу, издав глухой стон: «Убожество…» Все затихли, не понимая. В школе с некоторого времени доносились вопли оркестра, но к этому давно привыкли. Духовые инструменты, переданные подшефной воинской частью за негодностью, лет двадцать пылились в
Карандаш… Раб своей службы. Учитель, будто бы мстивший
…Лишь однажды мальчик видел учителя свободным и счастливым… Это было, когда школа получила складные мольберты — когда он этого добился — и весь их класс отправился с учителем в парк. Он рассадил их в березовой рощице. А потом вдруг зарядил легкий быстрый дождь. Все сделались беспомощными, не зная, что делать. Капли падали на этюды, размазывая краски. Карандаш метался, как доктор, спасая их, наверное, от простуды и пряча, где только можно было укрыться. Все прятались, будто на островках, — и смех кружился по березовой рощице, доносился с этих спасительных островков. Оставленные мольберты мокли
Это было, было…
…История о художнике — том, что отрезал себе ухо… Страшная сказка без начала и конца. Мальчик вовсе не хотел понравиться новому учителю, но думал и думал о том, что услышал. Не узнал — а услышал; слушал и слушал, потеряв покой, начав бредить этой картиной: безумием
…Мальчик задал свой вопрос. Казалось, учитель ответит: таким напряженным стало выражение его лица. И даже все, кто его в тот вечер провожал, затихли. Но учитель молчал, шел и шел в напряженном молчании, забывшись. Мальчик мучился, будто стал перед ним виноват. Но
Пожухшая желтая книжечка, похожая на блокнот. Послание. Письма. Ему не верилось в ее реальность. Одна ночь. Первая бессонная ночь в его жизни. Он не хотел жить. Душа его разрывалась от нежности. От непонятной тоски.
Карандаш спросил, c удивлением получая обратно свою книгу: «Вы так быстро нашли ответ на свой вопрос?» И тогда… тогда мальчик ему ничего не ответил. Не ответил на вопрос учителя. Карандаш смутился, растерялся: казалось, это
Чувство близости — оно пришло через книжные страницы, ведь это были книги учителя. Сами как домики, в которых живут, они пахли домом. Тем, в котором хранились. И мальчик вдруг осознал, что был впущен в этот дом и что сами книжные страницы хранили в себе
Однажды учитель сказал: «Я думал, что вас увлекла живопись, а вы любите читать…»
Сказал — и улыбнулся.
И мальчик понял, что хотел сказать учитель своей улыбкой. Осмелился, заговорил с ним, открывая свои тайны — и слушая, точно бы это были вырванные страницы: читая и читая любимую книгу.
…Однажды учитель
И мальчик выучил ее наизусть, она легла на его память таинственным своим покровом, уже лишь утешая, много и много раз, своими строчками: «Гроб был уже закрыт. Я приехал слишком поздно, чтобы снова увидеть того, кто покинул меня четыре года назад полным разных ожиданий… На стенах комнаты, где стоял гроб с его телом, были вывешены его последние работы, образуя собой своего рода нимб, и яркость гения, которую они излучали, делала эту смерть еще более болезненной для нас, художников, что были там. Гроб был покрыт обычным белым покрывалом и окружен массой цветов. Там были и подсолнухи, которые он так любил, и желтые георгины — повсюду желтые цветы».
…Мальчику чудилось, что он уснул. Спал — и уже не мог очнуться. Реальность всего лишь растворилась в этом сне и поэтому больше не ранила, ничего не значила. Сомнамбула. Он ходил на уроки, не помня себя,
Как это называлось? Токарь. Фрезеровщик. Повар. Шофер. Машинист башенного крана.
зарплатах на своих заводах. Он возвращался домой после этих экскурсий, рассказывал матери: и она, видя его испуг, как могла утешала, и они даже вечерами мечтали… И она говорила: «Это благородно — посвятить свою жизнь…» А потом ему снились и снились эти фабрики, заводы — в снах огромные и безлюдные, как дворцы или даже машины, и он просыпался от страха, пережив в своих путешествиях по этим мирам
Карандаш был бледен, растерян. Он тоже его
И все они заранее были бы обречены в этом сражении, ведь их школа была самой обыкновенной и они были самыми обыкновенными, а необыкновенным был лишь он один, их учитель. Мальчик расплакался в кабинете Карандаша, когда они остались одни. Расплакался совсем как ребенок. Как это стыдно помнить. Такие слезы. Он сможет, если захочет?! Что же, что? Значит, он будет художником?!
Бедный Карандаш, он сдался. Он пообещал все устроить — и сдался, переменился так, как если бы перестал быть самим собой. Все такой же сосредоточенный, но тихий, покорный и еще, казалось, ласковый, но
…Нет, в этом не было никакой необходимости, но мальчик так придумал: он только хотел, чтобы учитель пришел к ним, чтобы они встретились — его мама и его учитель. И учитель пришел, думая, что должен убедить ее дать свое разрешение…
Был ужин, на столе даже очутилось вино, но Карандаш не пил. И речи этой женщины, казалось, мучили его, но он сдержанно отвечал на все ее вопросы. Она кокетничала с ним — его учителем, и лишь из кокетства ей хотелось говорить о живописи, задавая напыщенные вопросы, без желания слушать, понимать. Когда он уходил, улыбка размазывалась по ее лицу как будто вместе с губной помадой. Мальчик сбежал из дома и пока провожал учителя до метро, чудилось, больше никогда не вернется. Он ненавидел себя и ее, свою мать, сгорая от чувства унижения и стыда, хоть сам же подстроил то, что заставило сойтись на несколько часов двух бесконечно чужих взрослых людей. Но учитель простился с ним спокойно,
…Учитель сказал: «Этот мальчик мне очень дорог».
Он был взволнован. Учитель, он пришел к своему бывшему ученику и привел мальчика.
«Здравствуй, Павлик».
Он так сказал.
«Здравствуйте, Семен Борисович. — Вальяжный, чуть рассеянный мужчина в велюровом костюме, больше похожий на поэта, протянул вялую руку и как бы по-
правился: — Рад, очень рад«.
«Павлик…»
«
Прошли по коридорам, где было так просторно и пусто, что звук шагов отделялся и
Мальчик сказал, вернувшись в тот день домой: «Мама, меня приняли в художественное училище. Я буду художником».
Она ответила, нисколько не удивившись, как если бы это не было для нее хоть
И учитель исчез из его жизни. Или это он, его ученик, пропал, больше не давая о себе знать, потому что не понимал, как это может быть: что он снова придет на урок или как будто придет, как будто это будет урок… Так это было, казалось: человек, о котором помнил, умер, но это не принесло никакой боли, только не забывалось. И все время хотелось, чтобы учитель о нем узнал — и прийти, если бы он позвал. Но обходил школу, в которой учился, и боялся случайной встречи с этим человеком, а если бы это случилось, то, наверное, скрылся бы или
Павлов Олег