Сегодня школьному учителю практически невозможно сделать профессиональную карьеру. Да, педагогам присваиваются категории - первая, высшая, но проходит аттестация довольно формально, единых требований к ней нет. Можно согласиться стать завучем или директором, но от преподавания, скорее всего, придется отказаться и стать администратором. Да и вакансий таких в школе - минимум.
Чем старше учитель - тем выше шансы стать заслуженным или почетным. Молодежи в эту карьерную лестницу вписаться еще сложнее. Очень изменилась и нагрузка на педагогов. В классе теперь могут быть ученики с инвалидностью, задержкой развития и другими особенностями. Кто-то может успешно работать с ними, кто-то - пока нет.
Если раньше педагогов готовили только педвузы и некоторые университеты, то сейчас - еще и федеральные, национальные исследовательские, профильные вузы. Можно учиться в бакалавриате по любой специальности, и, закончив за два года педагогическую магистратуру, прийти работать в школу.
Министерство просвещения предлагает выстраивать карьеру учителя по горизонтали - в школах могут появиться новые должности - "старший учитель", "ведущий учитель". Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.
Еще одно новшество: изменятся правила аттестации, и каждый педагог, который хочет работать в школе, должен будет сдать экзамен на "вход в профессию". Затем, через какое-то время надо будет снова сдать экзамен и подтвердить свое соответствие занимаемой должности. Эти обе аттестации станут обязательными. Что, если кто-то не сможет ее пройти? Преподавателя отправят доучиваться и повышать квалификацию.
Как станет проходить аттестация по новым правилам? Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 - на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя - до 10 баллов, 5 баллов - мнения выпускников.
В октябре 2018 года пройдет общественно-профессиональное обсуждение новой модели, а в ноябре - рассмотрение итогов на Всероссийской конференции, посвященной этой теме.
Ольга Васильева, министр просвещения России:
- Новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Сначала - по собственному желанию в течение какого-то времени, потом - обязательные. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю. В 13 регионах у нас прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась, мы способствовали тому, чтобы каждый человек выработал траекторию совершенствования. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три.
Пилотные регионы, участвовавшие в апробации новой модели:
Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Рязанская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область.
- Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)
- Второй этап: внесение изменений в профстандарт "педагог" в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)
- Третий этап: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация Единых федеральных оценочных материалов (2018-2019)
- Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам