В Москве завершился Международный фестиваль неигрового кино «ДОКер», на котором представили фильмы, уже участвовавшие в крупнейших мировых киносмотрах. Но главную награду получила российская картина «Последний теплоход» Ильи Желтякова, мировая премьера которого состоялась на «ДОКере».
Илья родился в Мурманске-130, получил сначала техническое, а потом режиссерское образование в Санкт-Петербурге, снял несколько картин — «Блоха», «Ягодник», «Вулкан блюз». В его новом фильме «Последний теплоход» морально и технически устаревшее судно «Клавдия Еланская», которому 50 лет, три раза в год обходит Кольский полуостров, соединяя отдаленные поселки с Большой землей. Скоро теплоход спишут, утилизируют, но замены ему нет. Чтобы добраться из Мурманска до Гремихи, надо проделать 16-часовой путь по воде. А до остальных поселков и того больше.
Величественные северные пейзажи, выдержанные в холодных серо-голубых тонах, производят сильное впечатление. Как и остатки некогда оживленных населенных пунктов, ныне напоминающие кладбища. Например, Гремиха — здесь жили 40 тысяч человек, квартир всем не хватало. А теперь город опустел. Люди уезжают и возвращаться не собираются. Уроженец Казахстана, поселившийся на севере России много лет назад, когда на его родине все разваливалось, скажет, что теперь тут будто война прошла. «В этом городе делать нечего», — говорят люди. И Интернета нет. Одна девочка, только что окончившая школу, говорит: «Я здесь прожила всю жизнь, и есть любимые места, но все равно бы не вернулась сюда». Выпускники 2022 года в основном покинут этот город-призрак.
Судно идет дальше, заходит на остров Сосновец, где еще работает метеостанция. Кроме нее нет здесь абсолютно ничего — ни магазинов, ни больниц, одна голая земля. Один из сотрудников станции — уроженец Украины. Он объясняет: «Я с Мариуполя, который разбомбили». Житель из соседней деревни добавит: «Жил Север, жил, а потом поселки стали закрывать — нерентабельно». Село Чаваньга — одно из последних на Кольском полуострове, где еще сохранился промысел семги, а значит, есть жизнь. Дальше — Стрельна. Ее в 1988 году упразднили за ненадобностью, приписали к соседнему населенному пункту. Именно там нашел дом своих предков главный герой картины Роман Узрин. С фотографиями в руках он расспрашивает местных жителей: вдруг кому-то знакомо это скромное жилище? Некоторые диалоги и сцены излишне постановочные, а непрофессиональные артисты напористо играют доставшиеся им роли самих себя. По счастью, их не так много. Да и красота Севера спасает.
Еще одна мировая премьера фестиваля — «Сцена за сценой» Артура Соколова, выпускника Художественного училища им. В.И.Сурикова и сценарной мастерской резиденции SiberiaDOC. Его герои — семейная пара цирковых артистов — Евгений и Наталья Кагармановы. Вместе с двумя обезьянами и тремя пуделями передвигаются они по заснеженным поселкам Сибири, устраивают для деревенских ребят незамысловатое шоу, принося им несказанную радость. Обезьянка Соня, так любившая сырую картошку, ставшая членом семьи, к сожалению, покинула этот мир, навеки осталась лежать в сибирском лесу, прожив большую трудовую жизнь.
«Ландшафт» снял известный театральный режиссер и кинематографист Даниэль Кеттер. До этого он работал в Каире, Тегеране, Аддис-Абебе, а теперь добрался до окраин Армении. В «Ландшафте» он запечатлел трагический пейзаж приграничной территории от озера Севан до золотого рудника «Сотк». Земля эта прекрасна и мрачна. Рядом — граница. Все здесь из давних советских времен — от полуразбитых машин до посуды. Какой-то законсервированный СССР. Все разговоры местных жителей связаны с Азербайджаном, дронами и беспилотниками. В воздухе чувствуется дыхание смерти, 57-летняя женщина вспоминает, что пережила уже три войны. А беженец из Азербайджана, называющий себя чистокровным армянином, говорит, что хочет быть уверен в том, что это армянская земля. Люди живут, довольствуясь малым, ничего не ждут от жизни. Еще одна застывшая земля в ожидании неизвестности.
Одну из самых экзотических конкурсных картин «Горькие дни» сняли уроженка Центральноафриканской Республики Паскале Аппора-Гнекинди (она пришла в кино из мира IT) и живущая в Нью-Йорке китаянка Нингуи Сун (она магистр в Школе права и дипломатии Флетчера, участница кампании ООН по поддержанию мира в ЦАР). Фильм показали в Москве в те дни, когда исполнилось бы 52 года погибшему в ЦАР российскому документалисту Александру Расторгуеву. Но что мы знаем про эту страну? Почти ничего. Не знаем, как живут там люди, как воспитывают детей. Несмотря на всполохи гражданской войны, в ЦАР строится новый банк. Туда приезжают китайские специалисты, и для них все то, что они видят, тоже полная неожиданность, и каждый день преподносит новые сюрпризы.
В конкурсе короткого метра участвовал фильм «Ева» выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров (ее мастером стал Павел Лунгин) Ольги Смирновой. Он о молодой учительнице литературы Еве из Тульской области. Она нашла по объявлению новую работу, получила за нее больше, чем за месяц в школе, и решила поменять судьбу, стала порноактрисой. Теперь она не считает каждую копейку, а путешествует по миру, работает в международных киногруппах. Никто не отчитывает ее за то, что пришла в кроссовках. Был бы жив отец-тракторист, мечтавший об университетском образовании дочери, прибил бы. Мама тоже не смирилась и утешает себя разговорами, что, возможно, в роддоме ей подменили дитя. «Да, я люблю литературу, люблю читать книги, — говорит Ева. — Но это мое прошлое». Бродский — это, конечно, хорошо, но она выбрала другую судьбу. Получился откровенный и смелый разговор на опасную тему, на который отважится не каждый. Почти в каждом показанном на фестивале фильме были эти отчаянность и смелость, исходившие от героев или тех, кто их нашел и привел в кино. Покажи такое в игровом кино — скажут, что этого не может быть.
Светлана Хохрякова