Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Учиться, чтобы что?

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

Любовь — это всё, что мы есть.

Борис Гребенщиков

 

 

Первого сентября мой Бибигор (так однажды Катя в шутку назвала старшего брата, ловко соединив два имени — Бибигона и Егора) пошёл в девятый класс. На мой провокационный вопрос, хочет ли он туда идти (да или нет), я получила короткий ответ: «Или».

 

Помню время, когда мой четырёхлетний сынишка с радостью ходил в школу раннего развития в дом детского творчества. И даже став первоклассником, а затем и второклассником, он ещё по инерции шёл в обычную школу с непреувеличенной тягой к знаниям. Но не прошло и трёх лет, как зажжённая искорка интереса угасла. Что произошло? Со временем я ответила себе на этот вопрос.

Дети — самые хорошие ученики на свете и очень быстро учатся тому, чему их научают. Сын, посещая нашу традиционную бесплатную школу, имеющую статус гимназии, быстро сообразил, что проще учиться «в этой системе координат» не ради знаний, а ради оценок, которые можно получить разными способами.

Именно об этом, самом наболевшем для меня: о проблемах в школьном образовании, о взаимоотношениях детей и родителей со школой, родителей с детьми, — я посмотрела на одном дыхании интервью Алексея Пивоварова с Димой Зицером — энергичной личностью и неординарным, увлечённым педагогом, отстаивающим неформальный (не на автомате) подход к обучению.

«Всё дело в пятёрке!» — эмоционально заявляет оппонент Алексею Пивоварову, представляющему в разговоре стереотипический взгляд на школьное образование и на детей. И я полностью согласна с этим утверждением. По словам Димы Зицера, достаточно поговорить с детьми, чтобы понять, что такая проблема существует.

Я спросила старшего сына, не помнит ли он, с какого момента начал учиться ради оценок, и Егор ответил красноречивым вопросом:

— А кто сейчас
учится по-другому?

Благодарна Диме Зицеру, что у меня есть на сегодняшний день пример, который могу привести сыну в ответ на его вопрос.

В школе неформального образования «Апельсин» в Санкт-Петербурге нет оценок. Я бы обрадовалась сильнее, если бы услышала, что и домашних заданий тоже нет. Ещё одним радикальным отличием от обычной школы является наличие парламента и премьер-министра.

Школьный парламент, представляющий интересы всех групп школьного сообщества от учеников до администрации, имеет неограниченную власть:

Практически не существует решений, которые бы не утверждал, не принимал, и наоборот, не оспорил, не отменял парламент.

Дима Зицер

При в ходе в «Апельсин» на стене висит Конституция, которая объявляет главными ценностями человека и свободу проявления личности. Любое взаимодействие в «Апельсине» основывается не на дисциплине, а на правиле общественного договора:

Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Здесь учатся двести пятьдесят ребят от четырёх до восемнадцати лет. Каждая личность имеет равные права вне зависимости от возраста, пола и статуса. Дискриминация недопустима.

В тот момент, когда я взаимодействую с человеком восьми лет, я не говорю: ты неопытный, поэтому решать буду я. Я говорю: у нас разный опыт, поэтому мы устроим взаимодействие этих опытов и примем решение.

Дима Зицер

Именно такой уважительный, человечный способ взаимодействия с детьми провозглашён в «Апельсине».

В школе Зицера ученики четырёх лет минимум дважды в день сами выбирают, на какой урок идти. Так они учатся принимать решения. Алексей Пивоваров справедливо подытожил, что, если надоела обычная школа, ищи такую, как «Апельсин».

На мой взгляд, здорово начать учиться с четырёх лет. В 2010 году Егор именно в этом возрасте пошёл в школу раннего развития, правда, в формате бесплатного дошкольного образования. Хотела бы я, чтобы мои дети учились в школе, подобной «Апельсину»? Да! Егор отметил, что, учась в подобном заведении, получил бы свободу.

А чтобы ответили все дети нашей страны? Хотели бы они учиться в школах с неформальным подходом к обучению, где межличностные отношения выстраиваются на основе уважения и человечности друг к другу?

Дима Зицер уверен, что такое возможно благодаря современному закону об образовании, который, по его мнению, один из лучших в мире. Согласно этому документу, родители обучающихся в составе советов могут влиять на вопросы управления образовательной организации и на принятие образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.

Но, на мой взгляд, юридическая сторона дела не может заменить педагогическую и нравственную. Даже в юриспруденции есть такие понятия, как «буква закона» и «дух закона». Дух закона — это высшая целесообразность, обнаруживаемая в той или иной области жизни. Буква закона — это словесное выражение нормативного права. Важно, чтобы буква закона соответствовала духу закона. А ведь именно о «духе школы» идёт речь. Осталось понять, где его взять? Откуда он берётся?

Вспомнился «человек облагороженного образа» из книги Даниила Андреева «Роза Мира». Человеком такого высокого образа представляется мне Януш Корчак, которой ценой собственной жизни доказал свою любовь к детям.

Ещё один образ педагога предстал перед глазами. Правда, вымышленный. Это полюбившийся многим, кто читал замечательную фантастическую повесть Евгения Велтистова «Приключения Электроника и его друзей» или смотрел советский художественный фильм по её мотивам, образ учителя математики Таратара.

Любопытный факт — актёр, блестяще сыгравший эту роль, Евгений Весник, «срисовал» её со своего настоящего учителя Танатара, который очень любил своих учеников и выпускал даже газету на «танатарском» языке — языке математических формул.

Если у нас будут такие преподаватели, то автоматически, на мой взгляд, отпадёт дилемма, чему должна учить современная школа — hard skills или soft skills. И неуместным окажется вопрос о том, нужно ли высшее образование, от которого открещиваются популярные тиктокеры.

Вернёмся к семьям, в которых тоже есть свой дух, впитываемый нашими детьми каждой клеточкой своего существа до определённого возраста. Считается, что до семи лет главным объектом подражания для ребёнка являются мама с папой. Мне близок взгляд Димы Зицера по выстраиванию отношений родителей с детьми на основе любви.

Семья — это собрание людей по выбору. Семья — это про любовь.

Дима Зицер

Мы учимся на повторяющейся модели взаимоотношений, которую наблюдаем. В этой связи совершенно понятны принципы, согласно которым, если хочешь научить ребёнка, например, убирать игрушки, убери сам.

Ребёнок в этот момент учится, что если папе или маме мешает что-то, он с этим справляется, он это убирает.

Дима Зицер

Чтобы выяснить, кто должен в семье мыть посуду после ужина, можно руководствоваться принятым общественным договором, в котором есть место свободе выбора: обменяться очередью, договориться о другой очереди, купить/продать свою очередь.

Если ребёнок сидит несколько часов, не отрываясь в гаджете, то это повод для тех, кто его любит взять ответственность за его жизнь на себя — вникнуть, что сына или дочь там интересует. Поиграть вместе со своим ребёнком в его любимую игру, посмотреть вместе его любимое видео, послушать музыку. А затем пригласить в свой мир увлечений, где можно также вместе весело проехаться на велосипедах или сходить в лес по грибы.

Вместе — удивительный ключ. Огромная человеческая ценность.

Если мы просто отнимем гаджет у ребёнка, мы научим его, что «сильный всегда прав, что со своими желаниями не стоит взаимодействовать, потому что в любой момент может прийти эта сила, противостоять которой невозможно» (Дима Зицер).

Родительский контроль существует только до определённого возраста. Любой запрет увеличивает опасность.

Сложнее научить ребёнка выбирать и говорить: «Нет. Я это смотреть не буду. Нет. Здесь я чувствую опасность. Нет. Я не общаюсь с незнакомыми людьми в интернете.

Дима Зицер

Интернет не опасен, если есть понимание, как устроен мир, что ты выбираешь и зачем.  Здорово, если в любой момент можно обратиться за помощью к родителям. Это вопрос доверия.

Ребёнок будет доверять родителям, только если родители будут доверять ребёнку.

Дима Зицер

Я полностью разделяю утверждение Зицера, что «любить – это делать жизнь любимого человека интереснее, теплее, ярче…». И что намного приятнее сидеть вечером в обнимку с человеком, которого любишь, и смотреть с ним, к примеру, хороший фильм вместо того, чтобы его «шпынять».

Не согласна я только с некоторыми размышлениями в этом интервью. В частности, с формой высказывания «Капитанская дочка» офигенная!».  Хотя по сути возразить мне нечего, но меня коробит слышать такие слова от преподавателя литературы. Хотелось бы ещё, чтобы человек не просто учился приспосабливаться, становиться гибким, уметь выбирать в быстро меняющихся условиях с целью выжить (чем говорит Дима Зицер), а оставался творцом действительности, в которой живёт. Для чего и нужно посещать школу — храм знаний.

На сегодняшний день действительно существует много возможностей выбрать приемлемую форму получения знаний.

Если я не нахожу школу, в которой будет моему ребёнку хорошо, это не повод говорить: будешь оставаться, где тебе плохо. Можно уйти на домашнее обучение, в частную школу, можно придумать свою, можно пойти в учебный центр.

Дима Зицер

В нашей семье это актуальная тема. Я неоднократно обращалась к сыну с вопросом о переводе в другую школу с более сильной программой. Он отказывался переходить, аргументируя своё решение тем, что любит свою школу, что ребята в классе все как родные и учителя тоже. Опять же, жалко терять авторитет, заработанный за годы. Рубить по живому больно. Поэтому было принято компромиссное решение: поступить параллельно с альма-матер в заочную физико-техническую школу, дабы восполнить пробел в знаниях по выбранному физико-математическому направлению.

Мария Кулыванова

1328


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95