Учебный год идет к концу. Конечно, ребята устали. Многочисленными исследованиями давно установлено: особенно часто утомление проявляется в начале и конце учебного года и четверти. Кроме того, утомление возникает ежедневно, обычно к четвертому уроку, и усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы, утомление переходит в переутомление. Возникает, что называется, «долг организму». И «выплачивать» его придется нарушениями здоровья и снижением успеваемости…
Тревожные признаки
Физиологами выделяются разные виды утомления. При умственном утомлении появляются признаки истощения функции коры головного мозга: ослабляются внимание и память, растет число ошибок, ухудшается координация движений, притупляются ощущения. Нарушается и поведение школьников. Одни становятся шумливыми, непослушными. Других, наоборот, одолевает вялость, апатия. Но умственная нагрузка — не единственная, приводящая к утомлению.
Во время уроков и при выполнении домашних заданий большие нагрузки также испытывают зрительный и слуховой аппараты ребенка. Развивается зрительное и слуховое утомление. Длительное пребывание в статичной позе за партой, за столом, за компьютером способствует развитию так называемого «позотонического» утомления. Чрезмерные нагрузки на уроках физкультуры или труда служат источником развития мышечного и двигательного утомления. Эти виды утомления куда менее вредны, чем гиподинамия, но излишние нагрузки в любом случае нежелательны.
Однако работы без утомления не бывает. На то она и работа! Субъективно ребенок ощущает утомление как чувство усталости. Усталость — это определенный этап в динамике работоспособности, это сигнал: работу надо или облегчить, или прекратить, или переключиться на другую, контрастную по отношению к той, которая вызвала усталость (например, с подвижной на сидячую и наоборот).
В физиологии различается первичное и вторичное утомление. Первичное появляется быстро, ученик уже научился справляться с ним усилием воли, оно не требует прекращения работы. Вторичное утомление развивается медленно и уже не может быть преодолено по ходу работы. Необходимо прекратить умственную или физическую нагрузку и отдохнуть. Если организм не получает отдыха или отдых недостаточен, утомление может перерасти в переутомление. А это уже болезненное состояние организма.
Школьники постоянно чувствуют усталость, работоспособность у них стабильно снижена. На последних уроках или к концу дня появляются головная боль, иногда сердцебиение, боль в груди. Беда еще и в том, что переутомление затрудняет переключение процессов возбуждения и торможения. Что это значит? Переутомившийся ребенок после напряженного рабочего дня просто не способен отдохнуть. Его мозг вновь и вновь прокручивает все, что случилось за день. Ребенок не может отвлечься от школьных забот, ему трудно уснуть, он часто пробуждается, его сон неглубокий, нередко сопровождается неприятными или даже кошмарными сновидениями. Накопленная усталость часто оборачивается дремотой в школе, особенно на первом-втором уроках. У переутомившегося ребенка появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится то рассеянным, заторможенным, то вспыльчивым, раздражительным.
Переутомление гораздо легче предупредить, чем вылечить. Именно вылечить, так как переутомление потребует обращения к детскому врачу и психологу.
Во время урока…
Какие причины ускоряют развитие утомления? Как предупредить или ослабить действие вредных факторов? Психологи и физиологи давно доказали: быстрее всего утомляет не серьезная, большая работа, а плохо организованная, скучная, однообразная. Младшие школьники быстро утомляются при длительном ограничении двигательной активности, при монотонной, пусть даже легкой работе.
Во время уроков ограничение двигательной активности снимается физкультурными минутками. Выполняя домашние задания, ребенок обычно о них не вспоминает. К сожалению, и родители редко подсказывают, что пора сделать передышку, чаще раздается угроза: «Пока не допишешь, не встанешь!» Но почувствовав усталость, ребенок должен именно встать, хорошенько потянуться, подпрыгнуть, энергично наклониться вправо-влево, покрутить головой по часовой стрелке и наоборот. Для преодоления «позотонического» утомления полезно выполнить забавное упражнение «кошка пролезает под забором»: встать на четвереньки, сначала выгнуть спину горбом, опустить голову, потом, прогибая спину и скользя грудью по полу, поднять голову. Если погода позволяет, выйти на воздух, на балкон, на крыльцо. После десятиминутного активного отдыха малыш возьмется за уроки с новыми силами.
При длительной письменной работе или при работе за клавиатурой компьютера необходимо периодически выполнять пальчиковую гимнастику. Вот несколько простых и приятных упражнений. Крепко сжать обе руки в кулачки и сразу растопырить пальчики, повторяя раз десять. Легонько сжать обе руки в кулачки и покрутить восемь раз в одну сторону и столько же в другую, потом расслабить руки и встряхнуть кистями. Помассировать каждый пальчик от ногтя до ладони, а потом по ладони по ходу косточек (а еще лучше, если это сделают мама или бабушка!). Сомкнуть большой и указательный пальцы в кольцо, как будто для щелчка, и пощелкать в воздухе всеми пальчиками по очереди.
Переключаемся на домашнюю волну
За домашние задания школьник не должен приниматься сразу же после занятий в школе. Пусть сначала как следует погуляет на воздухе, не меньше двух часов.
Но бывает и так, что младшеклассник, вернувшись из школы, сам тут же немедленно берется за уроки. И гулять отказывается, и отдохнуть не хочет, и даже обедать не садится. Ему и гулянье не в гулянье, и отдых не в отдых, если над ним висят домашние задания. Родителей это обычно не настораживает, а иногда и радует: вот какой ответственный ученик! А между тем это симптом нехороший. И свидетельствует он не о сверхъестественном прилежании малыша, а об утомлении от школы. Конечно, бывает и так, что задание оказалось особенно интересным… Но если маленький ученик каждый день хочет прежде всего отделаться от заданий, что это значит? Это значит, что школа и жизнь у него разделились. Жизнь для него — это то, что помимо школьных занятий. И зная, что от учебных требований ему не ускользнуть, он хочет поскорей их выполнить, раз уж иначе нельзя. Но ребенок повзрослеет, и родителям останется только недоумевать: ведь какой был прилежный, первым делом хватался за уроки, а теперь… ненавижу, кричит, вашу школу, сами учитесь, если вам надо…
А ведь родители могли бы и раньше заметить второй симптом: чрезмерное прилежание сочетается с частыми недомоганиями («голова болит, живот болит, сердце колет») и более или менее откровенной радостью при возможности поболеть и не ходить на уроки.
Беда в том, что многие родители совершают типичную ошибку. Когда ребенок становится учеником, они сознательно или бессознательно изменяют общение с ним, полностью перестраиваясь на «школьную волну». Круг тем для разговора с младшеклассником резко сужается: «Что проходили? Что спрашивали? Что задали? Покажи тетрадь. Опять ошибка. Садись переписывать. Стихотворение выучил? Расскажи. Правило запомнил? Повтори». И так далее. Семья фактически начинает дублировать школу. И что же получается? То, что ребенок «остается в школе» сутки напролет.
Неприязнь к школе всегда вызывает у ребенка повышенную утомляемость от занятий уже потому, что для него это тягостное, неприятное дело. А ведь излишняя родительская строгость большей частью сопровождается и чрезмерными требованиями. У ребенка развивается тревожность, появляется беспокойство перед каждой контрольной работой, даже если он хорошо все выучил. Но нередко и эти симптомы родители принимают за ответственность и добросовестность. Но, к сожалению, это всего лишь невозможность ребенка противостоять давлению взрослых. Развитию ответственности она не помогает, а только мешает.
Каменский Сергей