«Я не представляю себе интересной жизнь человека без спорта» — таким признанием началась беседа с Юрием Никулиным народным артистом СССР, популярным киноактером и клоуном, телевизионным комментатором, автором интересной документальной повести о собственной жизни. Был соблазн написать — «известным спортсменом», но это не соответствовало бы действительности. Впрочем...
— Юрий Владимирович, разве не приходилось вам демонстрировать свои спортивные качества, скажем, на киноэкране?
— О, сколько угодно! И впрямь, кем я только не был? Легкоатлетом был. В кинофильме «Пес Барбос и необыкновенный кросс» мне пришлось, убегая от собаки, развить такую скорость, которой позавидовали бы многие известные спортсмены. В другой картине довелось спасаться от преследователей на лыжах. В «Операции Ы» фехтовал на рапирах, предварительно взяв несколько уроков фехтования, чтобы на съемках не покалечить кого-нибудь. В «Фантазерах» плавал и прыгал в воду. Можно считать, что тяжелоатлетом я тоже побывал. В фильме «Когда деревья были большими» мой незадачливый герой тащит на себе стиральную машину, и в конце концов, она у него падает в лестничный проем. Хорошо, что этот эпизод потребовал всего два дубля...
— А если разговор перевести в более серьезную плоскость, чем вы объясняете тяготение актеров (разумеется, и сценаристов, и режиссеров) к спортивным эпизодам в фильмах?
— Прежде всего популярностью сорта у зрителей, его всепроникновением в нашу жизнь. Конечно, в первую очередь экранная «спортивная жизнь» касается комедийных актеров, к каковым меня принято относить. Кинокомедии изобилуют всевозможными трюками, и актерам бывает обидно, если все эти трюки приходится передоверять дублерам. Я знаю многих моих коллег, которые тренировались специально, чтобы все делать самостоятельно. В «Кавказской пленнице», например, исполнительница главной роли Наташа Варлей сама совершает умопомрачительные прыжки в воду Правда, ей было легче: она пришла в кино из цирковой акробатики.
— Кстати, цирк и спорт. Правомерно ли ставить знак равенства между этими понятиями?
— Если брать давнюю историю цирка, то следует вспомнить, что она начиналась ... с лошадей. Манеж цирковой произошел от конного. С другой стороны, теперь многие элементы цирковой верховой езды встречаются в соревнованиях по выездке, которые включены в программу Олимпийских игр. Это наглядный пример связи цирка и спорта. Вот и другой, еще более яркий. На заре века одним из самых популярных номеров на арене была так называемая французская борьба. Сотни людей приходили посмотреть выступления знаменитых силачей.
— Почему же борьба исчезла из цирковой программы?
— Потому что цирк и спорт, взаимосоприкасаясь, не только дополняют друг друга, но подчас конкурируют. Борьба стала жертвой конкуренции, вернее, она превратилась в спортивную монополию. Современному зрителю интересен не спортивный номер, как таковой, а динамика соревнования, разнообразие спортивных талантов, и конечно, Дворец спорта для этого — более подходящее место.
— Разве не головоломные прыжки и этюды акробатов и воздушных гимнастов привлекают зрителей? Не фантастическая сила гиревиков? Не отвага наездников? Заметьте, все перечисленные номера — скорее из спортивного арсенала.
— Все верно. У цирка и спорта много общего. Зрителя покоряют красота человеческого тела, сила, ловкость. А все-таки не будем забывать, что цирк –прежде всего искусство и демонстрирует оно названные качества своими средствами, через художественный образ, в союзе с музыкой и даже художественным словом. Цирк, шагая в ногу со временем, вместе со зрителем становится интеллектуальнее, эстетичнее. Спорт — тоже. При схожести во многом цели и пути достижения этих целей у них разные. Дружески соревнуясь, цирк и спорт вынуждены идти порой на взаимные уступки. Однако спорт, развиваясь динамичнее, заставляет цирк переходить на новые позиции.
— Юрий Владимирович, вам, наверно, хорошо известно, что из цирка в спорт приходят единицы, а из спорта в цирк — сотни. Что вы думаете по этому поводу?
— Я пришел в цирк в 25 лет, пришел поздно. Наверно, мог стать акробатлм. Но подумал: «А зачем мне в 25 лет то и дело переворачиваться через голову?» Осторожничал. И стал клоуном. Нечто подобное испытывает спортсмен, решающий перейти в цирковые артисты. Он чувствует, что в спорте исчерпал свои физические возможности, а цирк сулит продолжение активной физической деятельности на новой основе. И он приходит к нам. Так в свое время поступили рекордсмен мира по тяжелой атлетике Григорий Новак, чемпион страны по конному спорту Юрий Кантемиров.
— Выходит, что цирк — это вторая спортивная жизнь?
— Не всегда и необязательно. Важнее понять другое: цирк — без спорта потерял бы многие свои краски, он не был бы таким стремительным. Достаточно сказать, что в училище циркового искусства физкультура является одной из ведущих дисциплин. Фактически все выпускники училища — спортсмены-разрядники. Да если бы мы, старшее поколение, не занимались бы регулярно физкультурой, не соблюдали режим, разве смогли бы мы поддерживать артистическую форму?
Я вспоминаю своих коллег-клоунов — Константина Бермана и Леонида Енгибарова. Они умели на арене все, а за этим стояли не только долгие репетиции, но и изматывающие тренировки. А Олег Попов до сих пор поражает зрителей своей энергией. Я вспоминаю, на своем 60-летнем юбилее знаменитый вольтижировщик Александров-Серж, руководитель блестящего номера с дрессированными лошадьми, на глазах изумленной публики сделал фляк и сальто мортале на коне. Вот что значит дисциплина артиста и спортсмена, возведенная человеком в ранг закона.
— К вопросу о режиме. Цирк, кино, телевидение, литературная работа... Когда вы все успеваете делать?
— К тому, что вы перечислили, нужно добавить и семейные заботы. Знаете, я начну издалека, с детства. С мальчишками нашего двора на Разгуляе мы обожали гонять мяч. Кажется, большим спортсменом никто и из нас не стал, но физкультурниками были все — считали за часть носить на рубашках значки «Готов к труду и обороне» (ГТО). Потом, в армии, я научился неплохо бегать на лыжах. Физическая закалка дала мне в жизни многое. Я и сейчас стараюсь держать себя в форме. И для меня совсем не пустые слова — режим, распорядок дня, правильное питание...
Журнал «Спорт в СССР»
(издание журнала «Советский Союз»), 1977