Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В этом милом старом доме

Продолжение

В конце 1945 года редакция журнала «Знамя» переехала в новое просторное помещение, на улицу Станиславского. Бывший и нынешний Леонтьевский переулок.

  • Знаковый переулок, – смеялась мама. – В доме под номером 3 был родильный дом, где ты, Лена, появилась на свет. В доме 25  – школа, где я училась. В доме 24 теперь «Знамя».

От Дегтярного недалеко, поэтому я бывала в редакции часто. Видела авторов журнала, по просьбе мамы ездила к ним домой. На курьерских обязанностях. Конечно, эти встречи с писателями были мимолетными. Но все равно – смотреть бы, слушать, запоминать, впитывать…

Как правило, они жили в центре. Где-то у Белорусского вокзала – Георгий Березко, на Хорошевке – Борис Полевой, на Пушкинской – Ирина Велембовская. Константин Симонов – в ажурном, «кружевном» доме напротив гостиницы «Советская», потом переехал, жил около метро «Аэропорт». На улице Горького, рядом с метро «Маяковская», Александр Кривицкий, через дорогу – Анатолий Маркуша.

Уже потом я узнала, что Маркуша – это псевдоним. Помню стишки о том, как «Сесиль сменила Марка на Маркушу». Много лет Сесиль Артемьевна Чимишкиян заведовала отделом публицистики в журнале «Знамя». Сотрудники у нее часто менялись. Был Марк Вистинецкий, потом пришел Анатолий Маркуша, в прошлом военный летчик-истребитель, автор прекрасных книжек, в том числе, и для детей.  Некоторые подарил маме.

Меня знал сначала, как дочку Нины Леопольдовны, потом, как журналиста. Когда я вступала в Союз писателей, дал рекомендацию. И тут же подарил только что вышедшую очень интересную книжку

«От винта»:

В двух шагах от Маркуши жил Алексей Арбузов. К нему я ходила в начале 50-х годов. Дом ¹ 28 на улице Горького, где был большой овощной магазин, из арки, кажется, налево. Приходилось лавировать между ящиками от огурцов и яблок.

Квартира, конечно, коммунальная. Комната была очень большая, теперь перегороженная. Похожа на «полторы комнаты» Бродского.

Как-то из той, другой половины вышел высокий мужчина. Вежливо поздоровался.

  • Ты  его  не  узнала?  –  спросила  мама.  –  Наверняка,   это Паустовский.

И рассказала, что Татьяна Алексеевна, бывшая жена Арбузова, вышла в 1950 году замуж за Константина Георгиевича. У нее было двое детей, дочка Галя и сын Алеша. Сын умер рано, в 26 лет. Татьяна Алексеевна – актриса театра. Ей и посвящена знаменитейшая пьеса А. Арбузова «Таня».

Сначала Паустовский снимал комнату где-то поблизости, потом переехал сюда. Так они и жили какое-то время в перегороженной комнате, Арбузов и Паустовский.

Однажды Алексей Николаевич позвонил:

  • Ниночка, надо перепечатать новую пьесу – «Некоторые огорчения».
  • Ну и название! – ужаснулась мама. – Нам и своих  огорчений хватает.

В общем прислал конверт с рукописью. Мама бросила взгляд на первую страничку – и к телефону:

  • Алексей Николаевич, да вы что?! Как вы назвали героиню?!
  • Героиню? – рассеянно переспросил Арбузов. – Нина Леопольдовна… Ох, ради Бога, простите!

Вообще-то Арбузов называл маму по имени, но отчество, редкое и довольно звучное, видимо, осталось в памяти.

  • Простите, – повторил он. – Хотите, чтобы я изменил?
  • Обязательно, – смеялась мама. – Иначе не буду печатать. Заодно и о названии подумайте. Кто же пойдет  на  спектакль,  где ждут  огорчения?!

Послушался. Имя героини – Нина Леонидовна. Название пьесы –

«В этом милом старом доме». Спектакль долго не сходил со сцены.

426


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95