В 395 московских школах продолжает реализовываться программа предпрофессионального обучения. Старшеклассникам предлагаются инженерные, медицинские, академические, ИТ, кадетские, педагогические, медиа, предпринимательские и спортивные классы. Мы побывали в одной из московских школ, где представлено сразу несколько направлений предпрофессионального обучения — это ховринская школа №1474. Для старшеклассников здесь выделено отдельное четырехэтажное здание, где оборудованы специальные классы и лаборатории.
Самое обычное четырехэтажное школьное здание-«кубик». А внутри — настоящая шкатулка с сюрпризами, стоит только подняться на этажи. Заблудиться нереально: не только потому, что везде теперь, по современному стандарту, таблички с названиями лабораторий и классов. Но и потому, что «предпрофессиональные» лаборатории, каждая из них, имеют собственные запахи и звуки. С ними еще и проще выбирать, что нравится и чем хочешь заниматься в жизни: ведь у каждого дела, как говорил Джанни Родари, запах особый.
— Если ребенок уже обучился чему-то в предпрофессиональном классе одного профиля и он понимает, что хочет заниматься чем-то в соседней сфере, появляются индивидуальные учебные планы, — рассказывает Наталия Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы. — Например, из стыковки медицинского и медиакласса получается медицинская журналистика, стыковка медицинского и инженерного класса дает медицинскую технику. А инженерный и предпринимательский классы дают готового разработчика стартапов.
...И вот, скажем, обширная, вузовского вида, аудитория с белыми досками и проекторами. Старшеклассники сидят за небольшими круглыми столами группами по нескольку человек — как знатоки в «Что? Где? Когда?». Между столами ходит шоураннер — нет, просто преподаватель.
— Нет-нет, друзья, таким вот образом вы «слона не продадите», давайте подумаем еще раз: в чем может быть приманка для аудитории?
Так работает предпринимательский класс. Партнеры — РЭУ им. Плеханова, Финансовый университет, НИУ ВШЭ и Институт проблем управления РАН — воспитывают у старшеклассников предпринимательское мышление, учат управлять проектами и создавать стартапы. Для этого в классах такого профиля есть углубленная математика, право, экономика, иностранные языки, а также практические курсы. Такие классы сейчас есть в 141 столичной школе. В школе 1474 — тоже: народ подобрался сплошь общительный, активный. Работают. Когда идет «сессия», то есть люди проводят мозговой штурм или пытаются друг другу что-то «продать», — класс можно найти по звуку.
Медицинскую лабораторию ищем по запаху формалина (и санитайзера). Заходишь: чего только нет. Микроскопы — это хорошо, но это только начало. И скелет, как положено, стоит в углу, но он не самая занимательная вещь в зале. Основное интересное — это натуралистические муляжи тел детей и взрослых, а также отдельных конечностей. На них отрабатываются навыки первой помощи: как перевязывать, когда менять жгут. Сшивать тоже, говорят, можно тренироваться, но это уже для продвинутых. И над каждым столом мониторы и камеры: лабораторные работы идут по мастер-классам практикующих специалистов.
Медицинские классы сейчас есть в 136 московских школах, партнерами этого направления в Москве стали все три ведущих московских медицинских вуза и Российский университет дружбы народов, где также имеется медицинский факультет. Программа в медицинских классах отличается углубленной химией и биологией, помимо них идут практикоориентированные курсы «Шаг в медицину» и «Первая помощь».
Еще один запах, по которому можно ориентироваться: плавленый пластик. Так пахнет зал 3D-принтеров, где занимаются инженерные классы. Все рядом: за линейкой мощных компьютеров сидят ребята и делают чертежи, тут же стоит, если нужно, 3D-сканер для оцифровки реальных элементов. А принтеры, как и станок с ЧПУ, — вот, за стеклянной стенкой, работают.
— От импорта не зависим практически никак, — поясняет лаборант. — Софт уже отечественный, пластик для 3D-печати тоже производится у нас.
Инженерный профиль сейчас — один из самых популярных в московском предпрофессиональном обучении: такие классы сейчас есть в 222 столичных школах. Помимо существующих с 2020 года «Курчатовских» (с поддержкой от соответствующего института) и «Атомных» (от МИФИ и «Росатома») классов с этого года открылись «Авиастроительные» классы: в 9 школах действует партнерство с МАИ, «Ростехом» и другими авиапромышленными организациями. Инженерный класс означает углубленную математику, информатику, физику и профильные курсы.
Наконец, еще одна лаборатория, которую можно найти по звуку. Здесь занимаются сразу несколько профилей, но сейчас посреди обширного зала с панорамным остеклением стоят мягкие «вольеры» примерно 3х4х5 метров. Внутри них летают дроны — видно, что буквально только что собранные самими ребятами из элементов. Сделали — а управлять только учатся: отпустил кнопку, а устройство — бумс, и падает на пол. Но не разбивается: крепко сшито!
Дроностроительством занимаются в том числе и ИТ-классы (такие в этом году есть в 125 школах). Здесь на углубленном уровне изучают те же дисциплины, что и в инженерных классах, но помимо этого проходят дополнительные курсы программирования, информационной безопасности, учатся «прошивать» микроконтроллеры, обращаться с искусственным интеллектом.
— Обычно спрашивают, можно ли, если не понравился тот или иной профиль, его изменить, — говорит Наталия Киселева. — И мы отвечаем: во-первых, конечно, можно, для этого просто нужно досдать те зачеты, которые «пропущены». А во-вторых, даже нужно: изменить профиль в школе куда проще и безболезненнее, чем уже потратив годы на обучение в вузе.
Система предпрофессиональных классов в школах Москвы существует с 2015 года. На выходе те, кто учился в предпрофессиональных классах, получают дополнительные баллы к профильным ЕГЭ, а еще — старшеклассники в «предпрофе» просто не смогут пройти мимо всероссийских олимпиад, а значит, так или иначе получают шанс на зачисление в вузы вне конкурса.
Помимо уже упомянутых профилей существуют медиаклассы, кадетские (с военным уклоном), педагогические, спортивные. А академические и вовсе могут быть самыми разными — от профиля по фундаментальной физике до истории с археологией. Главное, чтобы школьники могли найти профиль по себе, который будет и радовать, и приносить пользу в жизни. Ведь для этого, в общем-то, все и делается.
Юрий Суханов