С 1 февраля вступает в силу очередное — и весьма радикальное — ужесточение правил внесения изменений в конструкцию автомобиля. Любой тюнинг — а в это понятие теперь входят даже багажники на крышу, газобаллонное оборудование и нештатные магнитолы — будет требовать технической экспертизы в испытательной лаборатории. Причем именно для каждого конкретного автомобиля, а не для модели в целом. «МК» попытался выяснить, как будет работать новая система, но ни сотрудники ГИБДД, ни эксперты лабораторий, ни сервисмены пока не понимают, как жить дальше.
Теория такова: с 1 февраля вступает в силу постановление Правительства РФ «Об утверждении правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза («О безопасности колесных транспортных средств»)». В нем содержится норма, согласно которой ГИБДД отказывает в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, «если отсутствует заключение в реестре заключений предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений, протоколов проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений». Ключевое здесь то, что речь идет о «транспортном средстве», а не о «типе» или «модели», — то есть сертифицировать тюнинг, даже если речь идет об установке фабричного багажника на крышу, придется для каждой машины. Регламент получения госуслуги по выдаче разрешения на внесение изменений уже разработан МВД: это будет занимать до 3 рабочих дней, и — да! — каждый автолюбитель для этого должен будет предоставить предварительное техническое заключение из лаборатории.
— Мера в принципе разумная, — отмечает автомобильный правозащитник Виктор Травин. — На дорогах действительно порой настоящая анархия: ездят автомобили с багажниками высотой в полтора метра, нештатными лебедками и другим оборудованием. Причем «допы» действительно могут быть фабричными, но при этом не соответствовать требованиям безопасности: например, кто-нибудь решит установить на «Жигули» багажник от «КамАЗа». Багажник сам по себе сертифицированный? Конечно, но для грузовика, а не для легковушки… То же и с лебедкой. Да, есть вопросы к тому, что одни изменения влияют на безопасность, а другие — нет; скажем, нештатная магнитола вряд ли влияет. Тут-то и необходима экспертиза, потому что внести в закрытый список все возможные изменения невозможно.
В техрегламенте также присутствует понятие «индивидуального технического творчества» — такие объекты сертифицировать для допуска на дороги, похоже, будет еще сложнее. С другой стороны, впервые за много лет в законодательстве вообще появился термин, применимый к самодельным автомобилям, прицепам и тому подобным объектам. В последние 15–20 лет регистрация новых автосамоделок была практически невозможной.
— Пока не представляю себе, как это все будет работать, до нас подробностей еще не доводили, — рассказал «МК» инспектор ДПС, работающий в Истринском районе Подмосковья. — Останавливать каждое авто с багажником на крыше нереально, разве что в ходе каких-то рейдов. Проверка документов на газобаллонное оборудование около газовых заправок — это может быть. Вот во время регистрационных действий подход будет строже, видимо. За все нештатное оборудование нужно будет пояснять, иначе отказ в регистрационных действиях.
— Это еще одна кормушка, — предполагает владелец автосервиса Сурен Баблоян. — Например, я ставлю сертифицированное газовое оборудование: раньше хватало фабричного сертификата и моей лицензии, чтобы все узаконить, теперь нужно будет еще обращаться в испытательную лабораторию. Они что, будут смотреть каждую машину? Нет, конечно, просто взглянут на все те же документы на ГБО и на то, кто ставил, проштампуют и возьмут деньги. Думаю, на 5–10 тысяч ценник точно подрастет. А через месяц мы наведем с ними контакты и будем «дистанционно» работать — так, чтобы все делать в едином окне. То есть, кроме роста цен, не изменится ничего. Правда, самостоятельно в гараже теперь ни фаркоп, ни ГБО не поставишь…
По словам сервисмена, для авторемонтников, работающих «в белую», мало что изменится, а вот гаражным мастерам, не имеющим лицензии на ту же установку газобаллонного оборудования или кондиционеров, придется хуже: их работа будет выглядеть как самостоятельное переоборудование, а к такому испытательные лаборатории станут относиться куда более скептически. Что касается тюнинг-ателье, то им придется «дружить» с такими лабораториями особенно плотно: список изменений в случае серьезного тюнинга бывает довольно внушительным, и «утвердить» его в лаборатории может быть сложнее. Шаг вправо, шаг влево — не одобрят.
— Главное, что предстоит узнать, — относится ли норма о сертификации каждого внесения изменения в конструкцию к автомобилям, уже стоящим на учете и переоборудованным до ужесточения регламента, — констатирует Баблоян. — Если да, то все эти владельцы так или иначе пойдут или к нам, или в лаборатории. Так что эта мера, видимо, еще и для того, чтобы вывести из тени автосервисы: работать официально и получать все эти бумаги становится выгодно. Им нужны наши налоги и пошлины автомобилистов — в этом суть.
Антон Размахнин