Завтра ложусь в больницу. Сегодня только об этом и думал. Стараюсь настроиться на позитивный лад. С другой стороны, что будет, то и будет. То же самое другими словами — как будет, так и будет. И третий вариант по Льву Толстому: «Делай, что должно, а там пусть будет, как будет».
Решил сегодня пересмотреть фильм «Вам и не снилось». Сценарий Галины Щербаковой по её же одноимённой повести, режиссёр Илья Фрэз. Актуальная тема — школьное воспитание, чем я практически занимался всю жизнь.
Любопытно, с Галиной Щербаковой мы были знакомы более двадцати лет, поддерживали добрые отношения до последнего дня её жизни. Много раз вместе выступали в 79-й московской школе, где учился мой сын. Какими-то непонятными путями Галина Николаевна тоже была связана с этой школой. В добрых отношениях я был и с её мужем, Александром Сергеевичем Щербаковым, известным журналистом. Он работал в «Комсомольской правде», журналах «Журналист», «Огонёк», а сейчас ведёт свой сайт «Обыватель».
С Ильёй Фрэзом я был знаком более тридцати лет. Однажды, когда он снимал картину «Чудак из 5-го «Б», я работал педагогом-воспитателем в его съёмочной группе.
Вот так всё сходится.
Фильм произвёл впечатление. Трогательно, сентиментально и убедительно.
В своё время фильм вызвал споры.
Можно удивиться, как «Вам и не снилось» выпустили на экран: цензура, насколько помню, в то время была строжайшая — только положительные эмоции. А тут ревность взрослых, враньё взрослых, склонность подростков к самоубийству.
Сегодня раз двадцать перекладывал книги по теме «Учимся говорить публично» с одной полки на другую.
Понимаю, ни по одной книге научиться общаться невозможно, необходимо каждый день общаться, общаться и общаться, говорить, говорить и говорить.
Мы много раз обсуждали эту тему с Вадимом Александровичем Коваленко. Время от времени в разговоре он бросает фразу: «Может быть, хватит говорить, а пора начать писать, делать и создавать?..»
Вадим Александрович прав, пора сесть и делать задания, упражнения, этюды. Некоторые (это неизбежно) не будут получаться, но их же потом можно доделать. Этим и удобна онлайн-версия.
Самое главное — увлечь учеников делать видеоотчёты. Берут у кого-то интервью — записать на свой телефон.
Сидят в гостях — с разрешения присутствующих опять же создать запись. А потом присылать нам… Даже не так, каждому ученику мы дадим возможность самостоятельно включать видео в свои отчёты о выполненных заданиях.
Эти отчёты — основа курса, именно отчёты помогут овладеть навыками общения. Во-первых, каждый ученик поймёт, что он в этом плане не уникальный — все ошибаются, но ведь занимаются. Во-вторых, там будет много смешного — занятия лучше запоминаются, если ученики смеются. В-третьих, уже на первых уроках выявятся лидеры и всё время будет соревнование.
Время от времени будем предлагать обсудить какую-нибудь тему. Из разных мест страны по минуте все желающие получат возможность выступить, высказать своё мнение, а потом, снова по минуте, слушатели разберут эти речи.
Да, другие ученики смогут ознакомиться с видеоотчётами, оценить и разобрать их. Кто и какую отметку получит, сколько человек положительно оценят, а сколько — отрицательно, какие комментарии будут даны к этим отчётам — это всё зависит от слушателей.
Важно научиться не обижаться на критику, не бояться провала и, самое главное, повторюсь, говорить, говорить и говорить, общаться, общаться и общаться. Общеизвестно, нельзя научиться плавать, не войдя в воду. Так и здесь — не общаясь, нельзя научиться говорить убедительно, эмоционально и, если угодно, внушительно.
Ближе к вечеру сходил на прогулку около пруда, что недалеко от нашего дома. Встретил трёх-четырёх учеников. Как выяснилось, студенты. Они все с восторгом говорили о «СОЛО на клавиатуре». Смогу ли я добиться такого же приёма для курса «Учимся говорить публично»?
Вечером дома, как всегда, смотрел анкеты новых солистов. Хорошие лица, любопытные биографии. Как сделать, чтобы каждый зарегистрировавшийся прошёл наш курс до конца?
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Я рад, что в Москве принято решение по унификации школ. Не должно быть гимназий и лицеев, только школы. Это правильно. Школа по месту жительства. Если конкретная школа не нравится — ребёнок имеет право учиться в любой, и его обязаны принять.
Как получается: у кого-то есть возможность попасть в лицей, у кого-то нет, и возникает социальное неравенство. Лицеи и гимназии лучше финансировались, к школам было всегда отношение снисходительное, а среди лицеистов и гимназистов порой и презрительное. Это ужасно.
Другое дело, во всех школах можно создать классы с гуманитарной, естественной или технической направленностями. А можно и четвёртую категорию — с традиционной программой, без какого-либо уклона. До 7-го класса у всех единая программа, а начиная с 8-го класса каждый школьник имеет возможность выбрать, чему учиться дальше.
Школа несчастья есть самая лучшая школа.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), русский литературный критик, публицист