Судя по новому альбому, Васе Обломову всё сложнее сохранять оптимизм, «когда вокруг такое». Более того, музыкант почти полностью отказался от смешных бытовых зарисовок и сосредоточился на неутешительных хрониках победы зла над добром в отдельно взятой стране. Вася Обломов продолжил оттачивать свой уникальный музыкальный стиль, который одни сервисы считают рэпом, а другие - инди. Поэтический стиль тоже не претерпел особых изменений, хотя тексты всё чаще превращающиеся из сатирических фельетонов в стихи-размышления и исторические летописи. Обломов уже не высмеивает дикие законопроекты - он описывает безжалостную систему, из-за которой граждан постепенно засасывает в воронку безысходности. Альбом во многом предсказуем, но в нём восхищают как минимум два момента. Во-первых, Вася находит всё новые и новые слова для описания привычно волнующих его вещей, и слушать это по-прежнему интересно. Во-вторых, у Обломова получается в текстах обходиться без мата. Вы же понимаете, как сложно избежать подобной лексики, думая о политике и экономике России в 2019 году. Но Вася профи, у него большой словарный запас.
«Ты умрешь в нищете, не доживя до пенсии, для тебя звучат самые дерьмовые песни, ты ничтожество без права на свободу, и ты никогда не пойдешь со временем в ногу. Добро пожаловать в этот прекрасный мир», - в песне «Добро пожаловать» Обломов бесстрастно перечисляет заповеди маленького человека. Тема продолжена в треке «Двери закрываются» - она о постоянно сужающемся для всё того же «простого гражданина» окне возможностей.
В песне «Жизнь сложная» Василий возвращается к излюбленному приёму: гипотетические патриоты укоряют его («послушай, Вася, ты скатился») за неправильные политические взгляды и творческие подходы. Вишенкой на торте стал припев в исполнении Андрея Макаревича, который примиряющим голосом поёт о том, что «жизнь сложная».
В «Недоросле» Обломов переносит сюжет пьесы Фонвизина в наше время, немного взвинченно повествуя о поколении кидалтов. В «Иногда здесь так» Вася рисует привычно мрачные картины, но снабжает наблюдения лиричной мелодией и мягкой манерой исполнения. Впрочем, после этого он заходит с другой стороны и усиливает сатирический эффект нарочито грубым образом «Города-Зада». Помните, у Маяковского: «через четыре года здесь будет город-сад». Обломов использует тот же стихотворный размер, но строители возвели нечто ужасное, в чём нам всем приходится жить.
«Жизнь налаживается» - очередная самоуспокоительная мантра от лица простого гражданина, которого всё устраивает. «Работа-дом» - довольно трагическая вещь, хроника унылой конвейерной жизни, которую Вася явно не одобряет. Но тут есть повод для дискуссии с автором: а чем спокойная частная жизнь, протекающая между домом и работой, хуже русской пассионарности, то и дело заставляющей неспокойные сердца срываться спасать Сирию и защищать Донбасс?
«Беги, дружище, беги» - гимн эскапизму, причём Вася не утверждает, что бежать надо именно из России: да всё равно, откуда. В треке «Диги» Обломов даёт ответ тем, кого всё устраивает, но маскирует раздражение под весёленькую мелодию. Что такое «диги»? Спойлер: имеются в виду дегенераты.
В «Старикам здесь место» Вася решился на жутковатую антиутопию о геронтократии, а «Самый последний день» исполняется от лица покойника, описывающего свои похороны. Эти два трека, пожалуй, немного разрушают миф о предсказуемости творческого метода Обломова, а в течение финального инструментального «Вальса» слушатель может подумать о том, радуют его или пугают эти новые темы.
Алексей Мажаев