Сейчас поговорим предельно серьёзно. Хотите вы этого или нет, но группа «Ласковый май» и её лучший солист Юрий Шатунов - давно уже классика отечественной поп-музыки. Я не буду тут вдаваться в подробные объяснения того, как это получилось и почему после многолетнего засилья на советской эстраде одобренных худсоветами певцов народ вдруг возжелал стадионами слушать крайне несложные «ласковомайские» песенки. Группу «Ласковый май» совершенно искренне ненавидели тогдашние любители рока, но факт остаётся фактом: если сейчас завести в толпе взрослых людей «Седую ночь», они как минимум улыбнутся, а как максимум - запоют. Песни «Белые розы», «Розовый вечер» - они уже часть нашей истории и культуры, несмотря на все свои, мягко говоря, несовершенства. Поэтому и сборники любимых песен Юрия Шатунова априори обречены на успех.
Но если это классика, то к ней нужно подходить осторожно. Не следует пытаться её улучшить или, не дай бог, облагородить. Понимаете, «Белые розы», сыгранные в 1988 году одним пальцем на синтезаторе и спетые высоким мальчишеским голосом, - это классика, это наша память и исторический документ. «Белые розы» с осовремененной аранжировкой - уже новодел: на вид то же самое, а духа эпохи не чувствуется. В новом сборнике изменения звучания минимальны и легко нивелируются при помощи ручки громкости (и алкоголя), но слушатель всё равно может заметить, что саунд «недостаточно винтажный». Эффект - как от старого наивного чёрно-белого фильма, зачем-то раскрашенного инициативными улучшателями.
Впрочем, это - не главная печаль рассматриваемого сборника. Самым рискованным шагом составителей стал трек-лист из 14 песен. В добавление к «Белым розам», «Розовому вечеру», «Седой ночи», «Детству», «Что ж ты лето» и ещё паре хитов на альбоме появились, скажем так, «менее классические» произведения. И здесь придётся сделать отступление подлиннее. Как известно, основной состав «Ласкового мая» не справлялся со спросом на своё искусство, поэтому продюсеру пришлось собрать ещё несколько составов, которые могли бы гастролировать одновременно в разных местах, но с одинаковым репертуаром. Это вызывало удивлённое возмущение прессы, но в целом всех устраивало. Но мало кто помнит, что ещё одним важным источником доходов проекта была звукозапись. Пока концертные «Ласковые маи» собирали дворцы спорта, студийный состав выпускал один альбом за другим. В 1989 году кассеты с новыми записями выходили чуть ли не каждый месяц. Однажды в силу жизненных обстоятельств (не спрашивайте) мне довелось в течение двух недель ежедневно слушать кассету «Ласковый май-8», и это, скажу я вам, было нечто. Кто-то считает «Розовый вечер» примитивным? Но по сравнению с восьмым альбомом он был подлинным шедевром. Это словами не передать, до каких творческих глубин конвейерные «ласковомайцы» опустились на пике своей стадионной славы. Просто в голове не укладывалось, что можно музыку так плохо сочинить, записать, сыграть и спеть. Кстати, хорошо продать её тоже уже не получалось, поэтому студийная гиперактивность была свёрнута.
Конечно, сборник «Любимые песни» не передаёт всей мощи того ужаса, который можно было испытать, слушая вторую половину альбома «Ласковый май-10». Но некоторое представление всё-таки можно составить. Несколько любимых песен Шатунова и «ЛМ» действительно стали классикой, но их на сборнике подпирают, видимо, «нелюбимые», которые тянут всю затею на дно и заставляют слушателя не предаваться ностальгии, а изумляться тому, как это вообще можно было слушать.
Алексей Мажаев
Источник