Хотя Вася Обломов иногда и прикидывается простачком-лабухом из кафе «У бобра», чувство юмора у него отменное. Вот как он представил в инстаграме сборник своих лучших песен:
- Сегодня вопрос о том, какой альбом Васи Обломова послушать первым, если никогда ничего не слышал, отпал. Вышел первый в истории сборник, на котором собраны лучшие песни Васи Обломова за 10 лет.
Признаться, я никогда не встречал людей, которых интересовало бы, какой альбом Васи Обломова послушать первым. Уж если они знают про существование такого музыканта, то и все альбомы его послушали в простой и естественной последовательности - первый, второй и т.д. А если кто-то никогда ничего Васиного не слышал, то, пожалуй, и начинать бесполезно. Так что авторская аннотация в данном случае выглядит троллингом. Как и количество треков на сборнике. Их 41 (сорок один). Познакомьтесь с творчеством исполнителя, для начала послушав четыре десятка его песен. Остроумно, да.
Но по сути это не сборник величайших хитов Васи Обломова, а обстоятельный рассказ об этапах его творческого пути. Альбом закономерно начинается с «Магадана» (и им же заканчивается, только в неподцензурной версии); «дообломовский» период Василия Гончарова остался за кадром, хотя «Васильки» вписались бы в сборник по духу. Обломов представлен во всех своих творческих амплуа, от юмориста до трагика, от беспощадного летописца до фельетониста на злобу дня. Васе действительно удалось придумать собственный стиль, и специалисты стриминговых сервисов, должно быть, долго сомневались, прежде чем определить его в категорию «местная инди-музыка» (что всё равно выглядит нелепо). Его «песни-монологи» - нечто среднее между русским роком, рэпом, шансоном и бардовской музыкой, при этом Васина работа со словом не характерна ни для одного из этих жанров. Как бы то ни было, в «The Best» вошло практически всё, что стоило бы переслушать у Обломова, причём слушателю предлагается весьма широкий спектр эмоций, ведь артист над одной и той же темой может заставить как смеяться, так и плакать. Здесь есть несколько статусных дуэтов, но разнообразие достигается не только за счёт разных голосов - если вслушиваться не только в тексты, можно заметить насыщенность аранжировок и широту музыкальных подходов.
Некоторые композиции звучат, будто зарисовки для киносаундтреков - а некоторые ими действительно являются. Как говорил Василий Гончаров, его по-настоящему интересует работа над киномузыкой - но активная жизненная позиция всё время заставляет высказываться на темы национальной идеи, внутренней эмиграции и непритязательных вкусов русского народа. На мой взгляд, главная заслуга этого сборника - в том, что он показывает Обломова не только в качестве приколиста и фельетониста, но и как интересного композитора. Казалось бы, «Ритмы окон» и «Живи» не слишком соответствуют идее проекта «Вася Обломов», но Гончаров поступил очень верно, когда решил не разделять своё творчество на разные проекты - так немного нелепый, гротескный и пародийный Обломов обрёл многогранность, разноплановость и глубину.
Алексей Мажаев