Великий пост для православных в 2019 году начинается в понедельник, 11 марта. Это время, когда необходимо укротить плоть и посвятить дни размышлениям о духе – именно так трактует постные дни церковь. О том, как вести себя во время поста, что можно есть, а что нельзя, в общем, как правильно поститься, рассказал протоиерей Всеволод Чаплин.
— Уже в понедельник во всех ресторанах Москвы мы увидим постное меню, включающее в себя и простые блюда, и хитрые деликатесы. Насколько это вообще совместимо: пост и поход в ресторан?
— В современной жизни, особенно в Москве, для многих людей кафе – это не роскошь, а единственная возможность пообедать посреди рабочего дня. Мир меняется, меняется и отношение к ресторанам. Современные московские кафе сильно отличаются от тех греховных заведений, о которых писали: мол, нехорошо священнику заходить в харчевню – в места, где процветают пьянство и прочие грехи.
Конечно, неприличные места, куда христианину лучше не ходить, тоже остались, но их не так много сегодня. В любом случае, если человек может съесть постную пищу где угодно – хоть в самолёте, хоть в кафе, хоть в столовой на работе – это очень хорошо.
— О чем, кроме ограничений в еде, стоит задуматься?
— Главное – чтобы пост не превращался в лицемерие. Пост – это не диета. Это не только время воздержания от мясной или молочной пищи, но и время молитвы, исповеди, отказа от обид и ссор. В конце концов, время встречи с Богом.
Если изнурять себя голоданиями, есть только траву, но при этом ни разу не помолиться и не прийти в храм – толку не будет, цели поста вы так не достигнете.
Кроме того, не нужно надевать на себя «постную мину». Сам Христос говорил: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они надевают на себя мрачные лица, чтобы казаться людям постящимися. Главное тут – общение с Богом и улучшение общения с людьми. Отказ от дурацких вещей, которые часто мешают жить. Это не только молоко и мясо. Это пустые разговоры, осуждение окружающих, сплетни, бездумное пребывание в социальных сетях, пустые телешоу или игры.
— Современная гастрономия не стоит на месте. Сейчас есть множество сложных блюд, даже деликатесов растительного происхождения. Что церковь велит насчёт ананасов, авокадо и каких-нибудь трюфелей – это постная еда?
— Конечно, постная еда прежде всего должна быть простой. И недорогой. Пища в эти дни не должна слишком увлекать своим вкусом, потому что суть его – в отказе от плотских радостей. Поэтому неправильно специально искать что-то вкусное, но формально «постное».
Кстати, важный нюанс: постная пища – не всегда здоровая. Мы знаем, что в монастырях едят много картошки и мучного, оттого и полнеют. Поэтому тот, кто по-настоящему постится, вовсе не должен выглядеть как фитнес-герой или супер-веган.
Нужно понимать, что к концу поста человека могут покинуть силы, поэтому не стоит забывать о разнообразии пищи, есть растительный белок. Однако я против продуктов, которые считаются «безопасными заменителями» запрещённых в пост. Например, модное сейчас кокосовое или миндальное молоко – по сути, это ведь просто имитация. Получается, что смысл его использования – в том, чтобы сделать вкусное блюдо, но не нарушить принципы поста. Однако ведь стремление к гастрономическим удовольствиям – это и есть основное нарушение поста. Получается лицемерие. Суть поста – в самоограничении, а не в молекулярном составе пищи.
Евгения Никитская