Актерская профессия сама выбрала Евгения Герасимова — подростком он сыграл в эпизоде фильма «Они не пройдут», а после кинодебюта получил главную роль в картине Ю. Карасика «Человек, которого я люблю». Когда пришло время делать выбор, колебался: отдать предпочтение точным наукам или осваивать эфемерную науку актерского мастерства. И все-таки, окончив физико-математическую школу, направился прямиком в Театральное училище им. Б.В. Щукина на курс А. И. Борисова.
А вот к режиссуре пришел осознанно: поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, когда понял, что накопил достаточный для профессии жизненный опыт.
У народного артиста Российской Федерации, почетного кинематографиста России 60 киноролей. Одна из его режиссерских работ «Поездка в Висбаден» удостоена знака Папы Римского «За вклад в мировую культуру». Но, помня присказку любимой бабушки: «Топай, а не стой», Евгений Владимирович не останавливается — с началом третьего тысячелетия он кардинально сменил амплуа, став в 2001 году депутатом Московской городской Думы.
Сегодня Евгений Герасимов возглавляет комиссию МГД по культуре и массовым коммуникациям, состоит в комиссиях по социальной работе и трудовым отношениям, по городскому хозяйству, по организации работы Думы. Однако творчество
В том, что этот человек работает много и не привык делать себе поблажки, я убедилась, оказавшись в его кабинете в Мосгордуме. Евгений Владимирович встретил меня на костылях. Очередная спортивная травма — а их у кандидата в мастера спорта по авторалли, обладателя черного пояса по каратэ, почетного президента Федерации тайского бокса и любителя верховой езды было немало — не повод расслабляться, считает он.
— Евгений Владимирович, чем обусловлена необходимость прихода из творчества в политику?
— Это не был резкий перелом в судьбе. Когда я стал художественным руководителем Третьего творческого объединения киностудии им. Горького, решать приходилось не одни только творческие вопросы, но и бытовые проблемы сотрудников. Помогал коллегам — актерам, кинематографистам. Будучи секретарем Союза кинематографистов, ходил просить за одного очень известного человека. Ему удалось помочь.
Меня так учили с детства: где ты на определенном этапе жизни оказываешься нужным — там и оставайся. Сейчас понимаю, что ни один из сериалов, в которых я не снялся, не сравнится с благодарностью людей, которым удалось помочь.
— Узнаваемость помогает вам в политической карьере?
— Узнаваемость может помешать только в одном случае — когда актера ассоциируют с персонажами, которых он сыграл. Мне повезло: все мои герои — положительные, вызывающие доверие люди.
— Актерские и режиссерские навыки пригодились в политике?
— Режиссура учит людей перед тем, как сказать: «Мотор!», увидеть и выстроить всю картину в целом. На киностудии им. Горького я руководил семью большими проектами, в каждом из которых было по две тысячи человек. Я должен был знать все о каждой секунде кадра, уметь просчитать бюджет и т.д. Одним словом, перед тем, как начать работать, точно представлял, каким будет результат. Так что умению просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед и добиваться задуманного я обязан режиссерской профессии.
А что дала актерская?.. Говорят, у меня особая энергетика. Да, она, наверное, есть. Но главное — есть большое желание помогать людям. И делать все, за что берешься, на все 100 процентов. Я всегда так жил.
— Решению каких проблем в культурной сфере столицы вы способствовали на посту председателя Комиссии по культуре и массовым коммуникациям?
— Когда только начинал заниматься политикой, считал, что
Проблема в целом по стране с кинопоказом. К сожалению, государство ничего не предпринимает для возврата кинотеатров к демонстрации отечественных фильмов, а Москва — делает. Я участвовал в разработке закона о поддержке отечественного кинематографа.
Москва не позволила уничтожить репертуарные театры. Нашла для них дополнительные средства. Каждый год в столице открывается как минимум один новый театр. Появляются экспериментальные площадки.
Разработана целая программа обеспечения городских библиотек современным оборудованием.
Проблем в культурной сфере много. Но тот факт, что средства, выделяемые из бюджета на их решение, выросли с 4,5 до 24 миллиардов рублей, позволяет надеяться на лучшее.
— Как вам кажется, культура в молодежной среде страдает больше, чем во взрослой?
— Думаю, страдает не культура, а молодежь. Культура — это витамин для души. А любой авитаминоз приводит к серьезным заболеваниям. Духовный авитаминоз — причина алкоголизма, наркомании, асоциального поведения и прочих болезней души. У взрослых, которые в свое время получили культурную «прививку», есть иммунитет ко всем этим недугам. У молодых его часто просто нет…
— Что для вас было теми самыми «витаминами для души»? На каких книгах, фильмах, спектаклях вы формировались как личность?
— Личность формируют семья и время. Я родился в 1951 году — в послевоенную пору. Отец был фронтовик, инвалид — пришел с войны без ноги. Мама — романтичная натура, любительница кино, театра, книг. Родители жили на Смоленке и незадолго до моего рождения пошли в кинотеатр «Художественный». Не знаю, чего уж они там насмотрелись, но после этого сеанса родился я, восьмимесячным.
Детство было очень интересное: дворовые игры, секции, школьные КВНы. Тогда же полюбил театр Вахтангова — за юмор, за музыкальность. А фильм, который меня потряс в детстве, — «Летят журавли».
Книги читал разные. Помню, подарили мне семнадцать томов Голсуорси. Не успокоился, пока не прочитал все! Потом Конан Дойла — тоже всего изучил.
— Что сейчас читаете?
— Сейчас собираю литературу о периоде правления Ивана Грозного. Читаю о наших великих меценатах. Перечитываю Тургенева — он любимый писатель.
— Вы удостоились награды «За вклад в мировую культуру» за картину «Поездка в Висбаден» по мотивам тургеневских «Вешних вод» и аудиенции Папы Римского. Какой отпечаток оставила эта встреча?
— Это было соприкосновение с человеком огромной духовности. Встреча произвела сильное впечатление, особенно в совокупности с атмосферой Ватикана: фресками Микеланджело, Рафаэля, собором Святого Петра. Когда Папа махал рукой из своего окошка тысячам людей, стоящих на площади, они считали, что общаются с ним лично. Мне же удалось действительно побеседовать с понтификом около получаса. Он говорил о влиянии русской культуры, литературы на западный мир, о духовном богатстве России.
Для показа моего фильма в Риме на площади Венеции выстроили огромный экран, поставили скамейки для зрителей. Был поздний вечер. И вся огромная площадь заполнилась людьми. Русская речь звучала на весь город. Я был счастлив. Трудно ощутить больший восторг. Наверное, нечто подобное происходит в душе олимпийского чемпиона, когда играет гимн и поднимается российский флаг.
— Сопоставимы ли масштабы ваших достижений в творчестве и в политике?
— У нас в обязательной школьной программе была книга Островского «Как закалялась сталь». Там слова, которые все мы знаем наизусть: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Что может быть точнее для любого человека?! В свое время я играл героев Островского. А недавно мне присудили награду его имени, но не за актерскую работу. Сложилась чудовищная ситуация — музей Островского «Преодоление» пытались выкинуть с Тверской. Удалось отстоять. Я и представить не мог, что когда-нибудь в жизни от меня понадобится помощь Островскому!
Мне кажется, я еще многого в творчестве не сделал. Да и в политике. Буду стараться.
— Вы воплотили месту — стали режиссером, когда накопился достаточный для этой профессии жизненный опыт. Получается, политика — это уже третий уровень профессионального роста. Как считаете, молодому человеку стоит идти в политику?
— Если хочет посвятить себя этому делу всерьез — конечно.
— Что для себя определяете как призвание: актерство, режиссуру или политику?
— Слава Богу, всегда делаю то, к чему лежит душа. Сегодня получаю удовольствие от политики.
Я фаталист, но фаталист, который удачи и неудачи адресует только себе — никому другому. Всегда есть возможность выбора в жизни. Михаил Александрович Ульянов
— Есть роль в кино или театре, которая вас ждет?
— Хотелось бы надеяться.
— Как коллеги по актерскому цеху отнеслись к смене вами амплуа?
—
— Расскажите, пожалуйста, о ваших учителях в творчестве и в политике.
— Главными моими учителями были мама и папа, их отношения, их умение уважать и любить друг друга. Помню каждого школьного учителя — всем благодарен. Учителями в профессии были великие вахтанговцы. Недавно провожал в последний путь Михаила Ульянова. Жалею, что не смог
Я учился актерскому мастерству у своих партнеров: Георгия Жженова, Юрия Никулина, Михаила Пуговкина, Евгения Лебедева, Армена Джигарханяна. Сейчас тоже учусь у своих коллег — юристов, экономистов, политиков. У президента, у мэра.
— А в качестве преподавателя театрального вуза не пробовали себя?
— После окончания училища занимался со студентами — помогал готовить отрывки. Читал культурологические лекции от общества «Знание». Преподавать приглашают часто, но пока нет времени. Тем не менее профессорское звание имею — являюсь профессором Международной педагогической академии.
— Ваши пожелания читателям «Ст.М».
— Понять себя, найти свое место и следовать собственному предназначению.
Анастасия Белякова