Юрий Визбор многое успел за отмеренные ему 50 лет. Один из основоположников жанра авторской песни. Поэт, актёр, писатель, журналист, художник. «Солнышко лесное» и «лыжи у печки стоят». Борман в «Семнадцати мгновениях весны». Дедушка Варвары Визбор, которая, впрочем, родилась после его смерти.
Хотя Юрий Юзефович был членом Союза журналистов и Союза композиторов СССР, его личность и творчество никак не ассоциируется с официозом. Вдова Визбора многие годы проводила концерты 20 июня, в день его рождения - и это даже в больших залах было похоже на душевные дружеские посиделки. В этом году Визбору исполнилось бы 85, а в сентябре отмечалось 35-летие со дня его смерти. Ну как отмечалось... Без официальных юбилейных мероприятий - спецвыпуск «Квартирника у Маргулиса» показали только в ноябре, и трибьют выпущен через без малого полгода после дня рождения барда. В принципе, дата релиза в данном случае не столь существенна - если сборник делается качественно и с любовью, можно и не привязывать его выпуск непременно к юбилею. Но альбом песен Визбора не вызывает ощущения тщательности: треков всего 14, среди участников не так много звёзд первой величины, зато хватает малоизвестных и неожиданных имён. К тому же к оригиналам произведений больше половины «каверистов» отнеслись совершенно без пиетета, постаравшись их если не улучшить, то видоизменить. Но в «небардовской» стилистике эти композиции звучат довольно спорно, особенно главные «хиты» Юрия Визбора. Наиболее бережно к духу авторской песни отнеслись Олег Митяев в «Деньгах» и Александр Маршал в «Рассказе ветерана». Среди остальных версий почему-то превалирует желание обработчиков Визбора убыстрить и увеселить.
«Милая моя» в исполнении ВИА «Волга-Волга» начинается с залихватского духового соло на знакомую мелодию, которая совершенно не предполагает безудержной радости. В куплетах солист ещё кое-как соответствует визборовской печали расставания с любимой, но в припевах он под дудки натурально пускается в пляс, растаптывая все остатки интеллигентской рефлексии. «Фитнес оркестр» превратил «Серёгу Санину» в вальяжный шансон, а «Голос Омерики» сделал из «Охотного ряда» какой-то фолк-панк. «Тринадцатое созвездие» исполнило «Леди» в суровом рок-стиле, а «Солнцемай» спел «Белый снег» голосом а-ля Виктор Цой. Песня «Мне твердят» представлена на сборнике в двух версиях, противоположных по размещению в трек-листе и подаче, но, увы, их сумма не даёт золотую середину: Алёна Петровская исполнила композицию в манере Валентины Толкуновой, а «Громыка» - в своём издевательско-чеканном стиле.
Поучаствовали в проекте и те, кто счёл песни Юрия Визбора недостаточно печальными. В итоге Zero People превратил «Домбайский вальс» в трагическую фортепианную сюиту, а «Магелланово облако» представило «Давайте прощаться, друзья» в виде трепетного куртуазного романса. Можно только изумиться, насколько противоречиво нынешние артисты воспринимают творчество Визбора - и, может быть, даже переслушать оригиналы, чтобы понять, как участники сборника умудрились найти в песнях барда эти мысли и эмоции.
Алексей Мажаев