Имя Татьяны Дорониной давно стало легендарным и в театральном, и в кинематографическом мире. Она практически не дает интервью, не появляется на светских мероприятиях.
Главное предательство ее жизни
Впрочем, актеры возглавляемого ею на протяжении последних 30 лет театра затворницей ее не считают. Татьяна Васильевна по-прежнему активно включена в творческий процесс. Театр давно заменил ей и мужей, и детей. Новый театральный сезон МХАТа им. Горького открывается 15 сентября, Доронина по-прежнему на сцене. По-прежнему в режиссерском кресле. В день открытия театрального сезона Татьяна Васильевна выйдет к зрителям в возобновленном спектакле по пьесе М. Горького «Васса Железнова». Конечно, выйдет в качестве исполнительницы главной роли. Потому что никаких иных ролей, кроме главных, она никогда себе не представляла — ни в личной жизни, ни в творческой.
О тяжелом, почти невыносимом характере Дорониной слагают настоящие легенды. Кто-то говорит, что это следствие звездной болезни. На самом же деле Татьяна Васильевна всегда была максималисткой, всегда диктовала свои условия, даже будучи студенткой. Она по природе — лидер. Привыкла, чтобы следовали за ней. Доронина до сих пор не понимает, как она решилась сразу после окончания Школы-студии МХАТ последовать за своим первым мужем Олегом Басилашвили в Волгоград. Олег Валерьянович тогда еще не проявил себя в актерской профессии и в отличие от Дорониной его больше никуда, кроме труппы регионального театра, не звали. Неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы однажды на сцене Волгоградского драматического театра Доронину случайно не увидел худрук БДТ Георгий Товстоногов. Он решил во что бы то ни стало переманить Татьяну Васильевну в свою труппу. Доронина была согласна, но на своих — и достаточно жестких — условиях. Она потребовала, чтобы вместе с ней в труппу взяли и супруга. Кроме того, взяла с Товстоногова слово, что тот сразу же введет Басилашвили в новые постановки. Товстоногов не просто согласился, он весь репертуар театра подстроил исключительно под Доронину. Однако, в отличие от Басилашвили, Татьяна Васильевна через несколько лет в качестве единственной примы Большого драматического театра перебежала в МХАТ. Впоследствии она жалела об этом поступке. Признавалась, что считает свой уход предательством по отношению к Товстоногову.
Театр для Дорониной всегда был и остается важнее кино. Ей никогда не нравилось, что для кинорежиссеров важнее визуальный ряд, нежели личностный талант артиста. Поэтому фильмография у актрисы довольно небольшая, несмотря на многочисленные предложения, которыми ее заваливали режиссеры. Впрочем, даже если бы она сыграла только в картине «Три тополя на Плющихе», ее имя уже вошло бы в учебники кино. Сама Доронина категорически не хотела сниматься в этой картине. Ей совершенно не понравился сценарий. История, рассказанная в нем, показалась ей слишком местечковой, частной и граничащей с пошлостью. Однако режиссер фильма Татьяна Лиознова, также известная своим железным характером, была очень настойчивой и сумела уговорить Доронину встретиться буквально на 10 минут. Татьяна Васильевна неохотно согласилась. После встречи Лиознова убедила актрису сделать фотопробы. Дорониной «сбили» прическу, уложив волосы в трогательный хвост. Стерли макияж с лица. И в таком виде запечатлели. «Лиознова позвонила буквально через несколько дней после фотопроб, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Сказала: „Приезжайте. Просто посмотрите на себя“. Я приехала. Было очень много моих портретов хорошего формата, они лежали просто на полу и, что было очень непривычно для меня, не были кинематографическим пробами. Очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно».
Сегодня Татьяна Васильевна с большой теплотой и благодарностью вспоминает Лиознову. Говорит, что без ее чуткости к актерам, без ее пронзительного чувства правды картины не получилось бы. Также с благодарностью она вспоминает всех своих мужей, а их у актрисы было пять, и все театры, в которых она когда-то работала. «Я всегда была только с теми, в кого влюблялась. И делала только то, что люблю. Это дорогого стоит», — говорит Доронина.