За всё надо платить - в том числе и за здоровье. Увы, но это факт. Об этом и не только - в нашей сегодняшней статье, посвященной здравоохранению.
Дмитрий Меньшиков, редактор "1001.ru".
Реформирование российского здравоохранения в 2015 году столкнулось с вполне закономерным результатом своего развития за пять лет. По мнению большинства россиян, рассчитывать на бесплатную помощь от государства в полном объеме, соответствующем их представлениям о своих потребностях, они больше не могут. Этому ощущению соответствуют и объективные данные в отрасли — подтверждено, что неограниченная бесплатная медицинская помощь невозможна нигде, даже в России.
В 2015 году российское государственное здравоохранение, с одной стороны, подвело некоторые итоги тех реформ, которые шли в отрасли с 2010 года. С другой — столкнулось с прогнозом сценария своего развития на годы вперед, который в большей степени основан на реальности, чем расчеты правительства и политические заявления.
Реформирование здравоохранения, подразумевающее все большую экономию бюджетных ресурсов, российское правительство инициировало еще в 2010 году. Основной целью тогда стала модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) с вливанием в материальную базу отрасли существенных средств в рамках "приоритетного национального проекта "Здоровье"". Смысл этой романтически именовавшейся серии мероприятий был довольно прозаичен. Сверхдешевая и среднекачественная российская медицина могла существовать лишь в виде советского наследия: ее необходимо было сделать сильно дороже и лучше, принципиально поменяв ее работу: только это обещало ей и технологический прогресс, и воспроизводство кадров.
Несмотря на то что эта история началась в богатые годы, речь сразу шла об экономии. Одновременно с увеличением размера страховых взносов с 3,1% до 5,1% был решено постепенно сокращать долю типов лечения, которые финансируются напрямую из бюджета, и начинать оплачивать их из средств собираемых взносов. При этом с 2012 года, согласно майским указам президента, началось повышение средней зарплаты врачей — средства на эти расходы должны были поступать также из бюджета ОМС. В результате в 2013-2014 годах во многих регионах начали сокращать коечный фонд стационаров (в целом по стране — на 9,3%), закрывать небольшие медицинские учреждения и концентрировать специализированную медпомощь в межмуниципальных медицинских центрах. В 2014 году началось сокращения медработников: средняя численность врачей снизилась на 2,2%, среднего медперсонала — на 2,8%. В результате, по данным исследования Высшей школы экономики, большинство россиян (80%) уже начали считать, что в случае болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объеме (подробнее см. "Ъ" от 17 июля).
Результат оптимизационных мероприятий появился именно в этом году. В 2015 году признано, что высокотехнологичная медицинская помощь не может быть быстро "погружена" в систему ОМС: требуемый для роста продолжительности жизни прогресс в отрасли заведомо опережает рост доходов населения и возможности государства. Одновременно вызванный усилиями прошлых лет спрос населения на медуслуги вызвал рост спроса на них, которые в перспективе также не могут быть покрыты ни ОМС, ни бюджетом. Очереди в поликлиниках в 2015 году — это лишь первый сигнал к тому, что базовый принцип российского здравоохранения "Будем лечить всеми способами, которые знаем, не оценивая расходы" объективно не реализуем. При высокой цене нефти это пришлось бы признать немного позже, чем при дешевой.
В 2015 году о необходимости глобального сокращения расходов на здравоохранение снова открыто заговорили — на этот раз с предложениями выступили эксперты Научно-исследовательского финансового института при Минфине. По их мнению, теперь необходимо ограничить медуслуги еще и на декларативном уровне — то есть отказаться от идеи, что государство лечит в системе буквально всех и все. Вместо этого эксперты предложили скорректировать программу госгарантий, например, установив закрытый список заболеваний, покрываемых ОМС, или введя нормирование услуг для нельготных категорий клиентов ОМС (подробнее см. "Ъ" от 3 ноября), а полностью бесплатное лечение оставить "только определенным группам населения, выделенным по возрасту или по критерию нуждаемости".
Хотя все представители социального блока правительства публично заявили о невозможности немедленной реализации такого предложения, очевидно, что в более далекой перспективе сокращение государственного здравоохранения именно по такой схеме возможно, вероятно и, видимо, неизбежно. Более того, для этого неизбежна еще одна причина, обусловленная механикой развития самой отрасли — в будущем, из-за тренда на индивидуализацию лечение будет становиться более дешевым для каждого пациента, но более дорогим для всего общества в целом (подробнее см. "Ъ" от 3 ноября). Пока же, по данным EY, в России, несмотря на экономический кризис, растет привлекательность инвестиций в частный сектор медицины — именно из-за "снижения доступности и качества государственных услуг" (подробнее см. "Ъ" от 10 ноября).
Анастасия Мануйлова, Дмитрий Бутрин