Вопрос, вынесенный в подзаголовок, не такой простой. Неумелые «игры» с ранним развитием могут быть опасными из-за неправильного формирования психики ребёнка и могут создать этому ребёнку большие проблемы в будущем. Попробую порассуждать.
В том, чтобы научить чему-то ребёнка — тому, что ему ещё не по возрасту, например, читать или считать — в общем-то, нет ничего плохого. Если занятия микродозированы. В зависимости от возраста ребёнка они могут быть от пятнадцати минут до получаса в день. Но здесь всё индивидуально и единого рецепта нет.
Если занятия микродозированы и не мешают обычному детству (в остальном это обычный ребёнок с обычными для его детства занятиями), такие ранние «уроки» навредить не могут. Наоборот, они могут помочь, стать профилактикой школьных возможных проблем в будущем. Мы же никогда не знаем заранее, столкнётся ребёнок с проблемами в школе или нет. А если заранее не знаем, почему бы не провести профилактику возможных проблем? Не подстелить соломку и не попытаться оградить ребёнка от возможного сильнейшего школьного стресса?..
Наверняка среди нас есть люди, которые вспоминают школу с содроганием. Есть те, кто всего лишь морщится. А есть те, у кого остались лёгкие и светлые воспоминания. И очень хотелось бы, чтобы было как можно больше детей, которым процесс обучения давался легко, приятно и оставлял после себя лишь светлые воспоминания.
Ранние занятия способны компенсировать полностью или частично нехватку природного ума. И чем раньше начаты занятия, тем сильнее компенсация.
С ранними занятиями —
как с лекарством:
в микродозах они могут быть профилактикой нежелательных явлений и лекарством от будущих проблем, а взять дозу побольше — и это уже будет яд.
И чем больше доза, тем сильнее яд.
С ранними занятиями, главное, не переборщить.
И подходить к ним надо с умом. В первую очередь, с жизненным умом.
Все ранние занятия хорошо развивают мозг. Главное — не перегрузить мозг ребёнка. Главное — чтобы все ранние занятия не по возрасту не оттянули на себя силы, время и внимание ребёнка, которые так необходимы для роста и развития, для формирования крепкой и устойчивой психики, для развития коммуникативных навыков, для познания жизни и обретения жизненных навыков и умений.
Да, из ребёнка можно сделать вундеркинда. Искусственным путём. И это не сложно. Дети впитывают в себя знания как губка. Интерес их к разным занятиям и любознательность велики. Потенциал огромен! И мозг детей, если развивать его с самого раннего детства, можно очень сильно развить.
Если систематически и много заниматься с ребёнком тем, чем ему ещё не положено заниматься по возрасту, ваш ребёнок очень скоро начнёт поражать окружающих и вас самих, вызывая всеобщее восхищение и бурные восторги. Всё это будет бесконечно льстить вашему родительскому самолюбию и усиленно питать ваши родительские амбиции.
Сначала такой ребёнок будет всех восхищать, а когда станет взрослым, станет вызывать у окружающих отторжение, недоумение и жалость…
Это если ваш ребёнок — искусственный вундеркинд. Искусственный — если у него были средние способности, определяемые его средними генами, а вундеркиндом он стал лишь благодаря вашим стараниям и усилиям, а также недостатку вашего жизненного ума. Причём эти качества в родителях обратно пропорциональны. Чем больше усилий предпринимается в направлении «вундеркиндизации» обожаемого чада, тем о большей нехватке жизненного ума это говорит.
Другое дело — вундеркинды естественные, вундеркинды от природы. Этакие маленькие гении, из которых впоследствии разовьются большие гении.
Во взрослой жизни у гениев обычно много проблем. Только родители здесь не виноваты. Их вина лишь в том, что они подарили своему ребёнку набор уникальных генов.
Таким ребёнок родился, и ничего тут не поделать. Хотя как это — ничего не поделать? Сделать-то как раз можно и нужно много. Нужно помочь ребёнку психологически правильно развиться и попытаться максимально встроить ребёнка в социум. Помочь ему приобрести жизненные навыки. Помочь развиться его жизненному уму. Это всё очень важно для маленького вундеркинда.
Нужно внимательно следить за его здоровьем и за его психологическим благополучием. Нужно научить его
добывать счастье,
черпая не только из колодца своих гениальных способностей.
Да-да, нужно научить его добывать, как руду, простое человеческое счастье. В этом-то и будет секрет его успешной жизни. Так будет заложен крепкий и надёжный фундамент его личности.
Нужно научить ребёнка не быть рабом своего гения, чтобы не гений его диктовал ему, как ему жить, а он диктовал бы своему гению и ставил свои условия.
Если научить гения всему этому, за гения можно быть спокойным. Такой гений преодолеет все невзгоды и выстоит в этой жизни.
Это будет очень жизнестойкий и жизнеспособный гений.
Это будет гений без ахиллесовой пяты.
У гениев от природы их гениальный ум или их гениальные способности с возрастом не тускнеют. И маленький гений вырастает в большого. Он продолжает сиять, оставаясь на Вершине.
А вот искусственные гении с возрастом часто усредняются. Их способности подравниваются под общий ряд. Искусственные гении во взрослом возрасте часто съезжают со своей Вершины и… хотела написать: встают в общий ряд. Нет, они, к сожалению, не встают в общий ряд, а, продолжают выбиваться из него.
Почему «к сожалению»? Потому что они выбиваются из общего ряда и во взрослом возрасте, но уже в худшую сторону. Потому что по способностям они встают в общий ряд, а в жизнь встроиться не могут. И для них психологической травмой может оказаться уже одно то, что они были на Вершине, а встали в общий ряд.
Из искусственных вундеркиндов нередко получается человек с замашками гения, но без гения. Без гения в голове. А это очень тяжело. Когда ты привык считать себя гением, а оказался посредственностью, это может и убить.
Падать всегда больно.
«Кто был ничем, тот станет всем» — поётся в известной революционной песне. Жизнь искусственного вундеркинда можно охарактеризовать этой строчкой, только вывернутой наизнанку — «кто был всем, тот стал никем».
Искусственные вундеркинды — как погасшие звёзды.
Как потухшие вулканы.
Как позабытые кумиры прошлого.
Они привыкли быть впереди всех. Они привыкли быть выше на голову, а то и на две. А теперь они в общем ряду. И ничем от других не отличаются. По академическим способностям не отличаются. А по всем остальным параметрам проигрывают. И проигрывают сильно. Причём, проигрывают настолько, что впору говорить о сломанной судьбе и о загубленной жизни. И вот это-то уже по-настоящему страшно.
Детские годы не восполнить. То, что было упущено в детстве, не догнать. А у маленьких вундеркиндов в детстве оказывается упущена жизнь… И это трагедия.
Искусственные гении вырастают нередко в весьма посредственных взрослых, нетвёрдо стоящих на ногах — психологически и по приспособленности к жизни.
У обычных детей намного выше шанс найти себя в этой жизни и стать счастливыми. В их жизни много дней с тёплой и ясной погодой, с солнцем, пусть и не жарким, но ровным, спокойным и умеренным. И это солнце — частый гость в их жизни, если у них было правильное воспитание в детстве.
У искусственных гениев шансы на это очень низкие. Их жизненная погода преимущественно пасмурная. Облака низкие, давящие. Если идёт дождь, то идёт он целый день — холодный, моросящий, непрекращающийся.
Гении от природы могут быть счастливыми. Просто их счастье очень беспокойное и мучительное.
Счастье гения мне представляется таким — посреди ревущего и штормящего океана, посреди бурь и гроз — редкие проблески яркого солнца. И, думаю всё же, их солнце ярче обычного солнца и его вспышки намного ярче озаряют всё вокруг.
А что в итоге у искусственных вундеркиндов?
Только поломанные судьбы.
Только душевный надрыв.
Только искорёженные дороги взрослой жизни, по которым они бредут, ссутулившись и сжавшись своими изломанными душами…
Наталья Майорова