Чтобы не произносить всуе истертого слова «гений», скажем проще: Владимир Сорокин — самый значительный писатель из тех, кто сегодня пишет
В стране, которая вся — одна сплошная антиутопия, любая попытка дистиллировать из тонн страданий хоть каплю счастья — на вес золота (или, как сказал бы Сорокин, теллура, в его вселенной стократ более ценного). У Гоголя не получилось подняться из Ада даже к Чистилищу; благословенный град Чевенгур у Платонова продержался недолго. Сорокин делает невозможное, используя как фундамент былые собственные постройки. На сектантском Льду Тунгусского метеорита, на белоснежных кирпичах Сахарного Кремля, на развалинах Великой Русской Стены, на вечной мерзлоте «Метели», на энергетическом поле «Мишени» он возводит воздушный замок Теллурии, сияющего мира будущего.
Описывать его даже обидно: уж слишком сильно удовольствие от первооткрывательства, которое можно посулить любому непредвзятому читателю. Если в общих чертах, то мир накрыло новое Средневековье. Не такое, как у Вальтера Скотта или Жака ле Гоффа, а магическое, как в романах Кретьена де Труа, путевых заметках Марко Поло, прозе Франсуа Рабле или легендах о Царстве Пресвитера Иоанна. После изнурительной мировой войны с ваххабитами Европа канула в счастливую тьму. Рыцарские ордена заседают в своих неприступных замках, готовясь к очередному Крестовому походу. На многотысячных карнавалах ряженые празднуют победу над неверными. По непроходимым лесам бродят путники — странствующие воины,
Меж тем в России настала долгожданная феодальная раздробленность. Суверенная Московия, как и в былые времена, утопает в роскоши, вынужденно терпя садистские прихоти очередного тирана.
«А я, конечно, с расспросами: бабуль, как да что? Та мне подробно все пересказывала, а потом как бы подвела черту. Говорит, Россия была страшным античеловеческим государством во все времена, но особенно зверствовало это чудовище в ХХ веке, тогда просто кровь лилась рекой и косточки человеческие хрустели в пасти этого дракона. И для сокрушения чудовища Господь послал трех рыцарей, отмеченных плешью. И они, каждый в свое время, совершили подвиги. Бородатый сокрушил первую голову дракона, очкастый — вторую, а тот, с маленьким подбородком, отрубил третью. Бородатому, говорит, это удалось за счет храбрости, очкастому — за счет слабости, а третьему — благодаря хитрости. И этого последнего из трех лысых бабуля, судя по всему, любила больше всего. Она бормотала
Это не комментарий на злобу дня, боже упаси. Просто автор смотрит с такой дистанции, которая уравнивает фантастическое будущее с постыдным прошлым, давая неожиданное решение до сих пор не решаемого уравнения. Но и вообще ничего
Пятьдесят глав. Для каждой выдуманы свой жанр, стиль, система персонажей и сюжет: анекдот и love story, философский диспут и детектив, историческая справка и молитва, пропагандистская листовка и прямой репортаж, сказка (причем про Колобка) и физиологический очерк. Таких сложных конструкций у Сорокина до сих пор не было ни разу; таких живых персонажей, в которых при всем желании невозможно увидеть лишь «носителей дискурса», — тоже. Что ни глава, то завязка для ненаписанного романа, повести или сценария: живи мы в Штатах, права на экранизацию были бы куплены на следующий день после появления книги на прилавках. Подключить бригаду умелых кинодраматургов, и из «Теллурии» получится сериал ничуть не хуже «Игры престолов».
Но Сорокин создает искусство, а не коммерческий продукт. Он лишь цепляет нас на крючок интриги, а потом позволяет соскочить, чтобы мы клюнули на следующую наживку. В его системе координат от писательского диктата освобождены и персонажи, чьих дальнейших судеб мы не знаем, и читатели, вольные выбирать в бесконечно разнообразном универсуме тот политический и эстетический уклад, который им интереснее или ближе. Дрейфуя от одного острова этого бесконечно изобретательного архипелага к другому, мы испытываем тот самый теллуровый кайф, который так медицински точно описывает автор. А потом, в последней главе, он ухитряется огорошить нас еще одной манифестацией свободы: без наркотика. Вероятно, поэтому это первая книга Сорокина, дарующая кроме мало с чем сравнимой радости от прочтения еще и бесценный катарсис.
Рискуя впасть в ложный пафос, можно констатировать, что Сорокин сражается за свободу всю жизнь. В первых книгах — речь о свободе от советского тоталитаризма. В постперестроечных — от иерархической системы классической культуры. В колоссальной трилогии «Лед» — от сектантских представлений об истине как догме. В щедринских по духу
То есть делает все то, чем занималась во все времена большая литература. Еще более редкая, чем самородный теллур.
Антон Долин