Действительно – зачем? Не проживём мы, что ли, без этой странной дорогостоящей непонятной штуки? Ответ на этот вопрос для меня делится на две части: нужно ли заниматься наукой человечеству в целом и каждому человеку лично.
Зачем наука человечеству
Очень давно в распоряжении наших далёких предков оказались два мощных ресурса: крупный хорошо развитый головной мозг и свободное время, а желание выжить подталкивало к поиску наиболее эффективных решений насущных задач. А если кого не подталкивало – их потомков нет среди нас. Кроме того, хотелось обучить детей накопленному опыту, чтобы они не сгинули по глупости своей.
Как дилетант предполагаю, что принадлежность науки человеческому сообществу – это случайность, а её возникновение – закономерность. Закопались бы мы немного в эволюционных хитросплетениях, и всё! Встречайте дельфинью науку или собачью, осьминоги тоже весьма разумны. Тут уж у кого насколько фантазии хватит. Но всё случилось так, как случилось.
И пошло-поехало! Навыки охоты, земледелия, зачатки металлургии, знания о приготовлении и сохранении пищи, повадках животных, представителей конкурирующих племён. Дальше – больше. Производство и совершенствование орудий труда и убийства, календарь, начальные знания по анатомии, геометрии, военная наука, кораблестроение, мореплавание и навигация, инженерные знания для строительства военных механизмов и укреплений, гражданских сооружений.
Возникновение философии – матери всех наук. Размышления о строении мира, предназначении человека. Появление математики, астрономии, теологии. Потом алхимия, алгебра, на фоне накопления опыта в архитектуре, медицине, военном деле, сельском хозяйстве. Рождение химии, физики, ботаники, биологии, бурное развитие математики, инженерных наук.
На этом этапе приходит всеобщее осознание выгод научного подхода. Растёт производительность труда, происходит замена людей механизмами, с появлением железных дорог фантастические скорости становятся реальностью. А науку уже не остановить. Она уже хочет проникнуть в сознание человека помимо традиционного религиозного подхода – рождается психология. Таблица химических элементов предлагает нам список ингредиентов всей вселенной.
Печальный факт, но страшные войны толкают человечество вперёд на пути познания и развития производительных сил. И вот мы получаем сложную химическую промышленность, металлургию, развитую инфраструктуру, автомобильный и авиационный транспорт. Появляется кибернетика, человек начинает строить умную машину. Ключевым моментом развития для человека с философской точки зрения становится обладание оружием, способным уничтожить всё живое, в том числе и себя. Ставки растут.
На дворе 2019 год. Умные машины обыграли нас в шахматы, где важны логика и перебор вариантов, и недавно переиграли нас в игру го (традиционная настольная игра в Японии, Китае и Корее), в которой ключевым параметром считается интуиция. Я лично знаю человека, которому робот вкрутил винт в позвоночник (в медицинских целях, а не в ходе восстания машин). Полёты в космос – рутина, про которую и слушать-то скучновато. Медики готовятся выращивать внутренние органы человека в банках, как помидоры на огороде. Генетики играются с ДНК как с детским конструктором, выращивая котов с зелёной шерстью и осу с глазами на лапах (ничего святого у людей нет!). В общем, весело тут у нас.
В общем, мы в науке по уши. Мы создали среду обитания на её основе. Это, конечно, помимо выгод приносит и угрозы. Что мы будем делать с испорченной окружающей средой? C растущим населением планеты, которое требует всё большего потребления? Ну и пресловутые оружие массового поражения и умные машины, у которых при интеллектуальном и физическом превосходстве над человеком неожиданно могут появиться собственные цели. Наука оказалась игрушкой жутко интересной, полезной, но и опасной. Так нужно ли её развивать?
У меня случился однажды весьма характерный спор с товарищем. Стали обсуждать затраты на науку. Он разгорячился и выдал: «Вот люди! Построили за 600 миллионов долларов телескоп и запустили его в космос. Зачем? Чтобы смотреть вдаль! – на этом месте он энергично выпрямил руку и ладонью указал направление, куда будут смотреть бессовестные учёные. – А у нас тут детских садиков не хватает! И пенсионеры впроголодь живут». Ну что тут сказать в пользу науки? Вопрос приоритетов всегда спорный.
Есть такая классическая задача в экономике про масло (сливочное) и пушки. Если все силы государства направить на производство пушек, то обороноспособность страны будет на высоте и ни один супостат не нападёт. Но население будет голодное, злое и, в конце концов, свергнет правительство. Если все ресурсы направить на производство масла, население будет сытое и довольное, но обороноспособность будет ни к чёрту. Любой злодей придёт и отберёт всё, что захочет. Так тоже не годится. И на пушки, и на масло денег в нужном объёме никогда не хватит, поэтому надо мудро балансировать на грани необходимого и достаточного.
Так и с наукой. Нельзя без неё, прогресс остановится, пойдём обратно в обезьян превращаться. Но и перегибать палку тоже нельзя. Население, особенно современное, нужно обеспечивать не только всем необходимым, но и создавать комфорт, развлекать.
Зачем наука человеку
Наукой, как и всем остальным на свете, надо заниматься только по любви. С учётом способностей и интересов. Натужно и вопреки своей природе приходить в науку не надо. Это не пойдёт на пользу ни ей, ни вам. Хотя современная наука – отрасль масштабная, с развитой иерархией, с огромными объёмами рутинной работы. Поэтому сегодня в науке можно просто работать, как работают в офисе или на заводе. Тоже неплохо. Но и Нобелевская премия в таком случае не светит.
Понимая неизбежную вовлечённость в науку всех людей тем или иным образом, давайте поможем ей кто чем может. Кто прорывом и открытием, кто нудным и длинным экспериментом, который ещё на полшага приблизит нас к истине, кто скромной статьёй с масштабным обобщением накопленного опыта, а кто и просто как добросовестный налогоплательщик. Загляните в зарплатную ведомость и в чек из магазина – там вы сегодня немного денег на науку пожертвовали. Ну и хорошо. Пусть живёт. Она всё-таки нас кормит, лечит, защищает, развлекает и иногда вдохновляет.
Алексей Андрианов