Василий Александрович Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор, писатель.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе — это значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту — это значит нравственно готовить себя к предательству.
2. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба — это нравственное обогащение человека; обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее. Знай, что, имея верного друга, ты ежечасно, ежеминутно не только видишь сам себя, но и оставляешь свою душу открытой перед тем, кому ты веришь.
3. Дружба — это прежде всего вера в человека, требовательность к нему и долженствование. Гармоническое слияние этих трех начал дает ни с чем не сравнимое счастье духовного общения с близким по духу и идеалам человеком. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
4. Дружба и эгоизм непримиримы и несовместимы. Дружба учит человека отдавать духовные силы и богатства, заботу. Когда у тебя появляется верный и надежный друг, ты становишься человеком, остро заинтересованным в том, что делается в мире, какие люди окружают тебя, что для них свято и дорого, чем они живут, в чем видят радости, что любят и что ненавидят.
5. Дружба учит преданно любить и стойко, мужественно ненавидеть и быть непримиримым. Дружбу я бы назвал вершиной, с которой перед человеком открываются мельчайшие детали доблести и красоты, пошлости и уродства. Дружба дает человеку зоркость на добро и зло. Дружить — значит быть прилежным, старательным учеником в школе требовательности.
6. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию. Дружба — могучий и неисчерпаемый источник доблести, мужества, стойкости. Человек остается непобедимым в самых трудных условиях главным образом потому, что он чувствует плечо соратника. Умей жить так, чтобы уже в отрочестве и ранней юности познавать счастье единомыслия, счастье стойкости и несгибаемости в едином строю со своими друзьями.
7. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Наиболее ярким выражением духовной активности человека является преданность идеям, идеалам, борьбе... Дружба лишь тогда могуча и облагораживающа, когда она является маленьким ростком идеала, из которого вырастает могучая поросль жизненной цели. Верная дружба немыслима без мечты о будущем... Пусть дружба будет для тебя ярким светом, озаряющим цель жизни.
8. Юность без верной, преданной дружбы убога и пуста. Не умея дружить, ты обкрадываешь себя. Годы юности, озаренные яркой, духовно насыщенной дружбой, — это духовная энергия всей твоей жизни. От того, что ты сумел создать в годы юности и взять с собой в зрелые годы, зависит счастье твоего бытия всю жизнь. Самое главное, что создается человеческой дружбой, что должен создать ты вместе со своим единомышленником и соратником, — это приверженность возвышенному, идеальному...
9. Дружба воспитывает приверженность возвышенному, идеальному уже потому, что дружбе больше отдают, чем приобретают, и по-настоящему приобретают лишь потому, что отдают; самым богатым становится самый щедрый. Готовность отдать самое дорогое во имя идеала — положить голову в борьбе за счастье человечества — это огромное нравственное богатство доступно лишь тому, кто видит в жизни нечто большее, чем кусок хлеба и уютное гнездышко. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
10. В дружбе ты проходишь подлинную школу бескорыстия. Дружба дает тебе ни с чем не сравнимую радость оттого, что ты отдал. Дружба, по существу, открывает нам истинный смысл жизни.
11. Друг, если только это настоящая дружба, становится частицей тебя самого. Если ты видишь в друге что-то плохое, недостойное вашего единомыслия, вашей приверженности идеальному, скажи ему откровенно об этом. Не заявляй во всеуслышание, перед коллективом, о пороках или ошибках друга в надежде на то, что это исправит его. Это все равно что бичевать самого себя. Ты должен быть самым строгим и самым справедливым, самым мужественным и самым неумолимым судьей своего друга. Взаимная ответственность, озаряющая вашу дружбу, является важнейшим истоком верности, преданности. Вместе с тем взаимная ответственность побуждает к самовоспитанию — совершенствованию себя своими собственными силами. Стыдно самому перед собой — это чувство тонко развито у того, кто знает подлинную дружбу. По-настоящему испытывает стыд перед собой тот, кто видит себя не только своими собственными глазами, но и глазами друга. Если бы человек жил, как в пустыне, в полном одиночестве, он не знал бы вообще, что такое стыд и совесть. Самовоспитание, самосовершенствование — это не саморазвитие цыпленка в яйце под теплым крылышком наседки. Это сложное человеческое сознание и чувствование того, что не я один смотрю сам на себя; зорко смотрит на меня и видит меня мой верный друг. Наиболее способным к самовоспитанию становится тот, кто имеет надежного, верного друга, умеющего не только мужественно помочь, вступиться за тебя, но и мужественно ненавидеть зло, быть непримиримым к злу. Эта настоящая верность и преданность друга имеет особенную, неоценимую ценность в сложных, трудных, порой трагических условиях воинской службы.
12. Без дружбы — преданной, верной, требовательной, долженствующей — немыслим коллектив. Самый крепкий, идейно стойкий коллектив там, где дружба озарена приверженностью к идеальному, ясностью жизненной цели, строгой требовательностью и непримиримостью к злу. Дружба — это глубинные течения реки; у них — свои закономерности, без этих течений немыслимо и то, что на поверхности. Наиболее чутким к общественному мнению коллектива является тот, кто связан с другим человеком узами подлинной дружбы.
13. Быть требовательным в дружбе — это значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба: приверженность возвышенному и идеальному, готовность и умение отдавать и находить в этом высшее счастье духовной жизни. Беспринципность опустошает дружбу; если у вас нет единства духа, идеалов, взглядов, убеждений; если вы не умеете единодушно любить и ненавидеть; если вас влекут друг к другу только скука и одиночество, вы потеряли дружбу или вообще не имели ее.
14. Из кирпичиков прочной, идейно богатой дружбы строится то, что я бы назвал нравственной силой коллектива. Чувство долга и ответственности перед коллективом тесно связано с чувством стыда: только тот, кому хочется видеть себя морально достойным высоконравственной, красивой дружбы, обладает большой чуткостью к тому, что говорят и думают о нем люди. Есть условия, определяющие создание коллектива; при отсутствии этих условий коллектив вообще немыслим, что бы мы ни делали. Этими условиями являются: богатство духовных, нравственных, идейных интересов и запросов личности, высокая требовательность человека к человеку; тонкое развитие в каждой личности важнейшей человеческой потребности — потребности в духовном общении с другим человеком, умение отдавать свои духовные силы и переживать в связи с этим счастье. Если этими качествами обладает каждый, индивидуальности связываются прочными нитями духовных, идейных связей, и эти связи, по существу, и являются одной из граней коллектива.