Резо Гигинеишвили хорошо известен зрителям в качестве режиссёра таких легкомысленных фильмов, как «Жара», «Любовь с акцентом», «Без границ», «Без мужчин»... Теперь зять Никиты Михалкова решил обратиться к непривычному для себя жанру криминальной драмы и перенёс на экран трагическую историю, случившуюся в советской Грузии в 1980-е годы.
На «Кинотавре» «Заложники» вошли в основную конкурсную программу, но их премьера состоялась ещё на Берлинском фестивале. Теперь ходят слухи, что смелую драму могут номинировать от Грузии на «Оскар» (Россия в этом фильме выступает в качестве сопродюсера).
Сюжет фильма «Заложники» основан на реальных событиях 19 ноября 1983 года, он рассказывает о попытке угона самолёта группой молодых парней и одной девушки с целью бегства из СССР в США. В результате произошедшего на борту инцидента погибли семь человек — два пилота и бортпроводница, двое пассажиров и двое захватчиков. Советский суд приговорил девушку к 14 годам заключения, а остальных беглецов к смертной казни.
На экране история неудавшегося побега развивается, подобно повествованию романа «Преступление и наказание»: сперва зрители становятся свидетелями подготовки к преступлению. Хотя в современном мире его уже нельзя назвать таковым: единственной целью молодых людей было желание уехать из страны.
Осуждённые на смертную казнь герои — это представители грузинской «золотой молодёжи», которые с радостью слушают пластинки The Beatles, получают на свадьбу редкие подарки — заграничные сигареты Camel. А Coca-Сola становится для них предметом вожделения и символом свободы. Они уверены, что «там» лучше, чем «здесь».
Однако, не зная контекста, зрителям «Заложников» едва ли будет понятно поведение беглецов. Герои фильма не объясняют своих поступков ни себе, ни другим, а режиссёр специально не высказывает свою точку зрения. Гигинеишвили отстранённо знакомит с реальными событиями, балансируя между документальной лентой и художественным фильмом. Вот только неподготовленному зрителю подобный подход может показаться непонятным. Возникают вопросы: почему герои хотят сбежать, зачем начинают перестрелку, кто прав, кто виноват и даже на чьей стороне сам режиссёр?
Не даёт ответов и название фильма, которое можно интерпретировать самым противоположным образом. Заложники — это жители страны или пассажиры, оказавшиеся на борту захваченного самолёта? По задумке режиссёра, зрители должны самостоятельно найти ответ на этот вопрос.
После просмотра фильма можно быть уверенным лишь в одном: режиссер считает, что молодые преступники не хотели лишать жизни невинных людей. Накануне побега они выменивали сигареты на игрушечные гранаты, радовались, как дети, увидев настоящее оружие. Они планировали захватить самолёт, который летел из Тбилиси в Батуми и перенаправить его в Турцию, уверенные в том, что будут на борту одни. Однако с самого начала всё пошло не так: объединили два рейса, вмешались погодные условия... Буквально в первые минуты полёта, растерявшись и даже не объяснив пилотам своих требований, беглецы начала перестрелку. Что-то иррациональное двигало молодыми преступниками, они одновременно и раскаивались в том, что делают («Не надо было этого делать», — говорит один из захватчиков), и продолжали начатое.
Власти осудили молодёжь на смертную казнь. Показательно, что накануне приговора беглянка в исполнении актрисы Тины Далакишвили произнесла самые важные слова этого фильма: «Никакая свобода не стоит человеческих жизней».
Смертный приговор получил даже духовный отец «банды» — священник Грузинской Православной Церкви, которого не было на борту самолёта. Страшное наказание ожидало и родителей беглецов — они до сих пор не знают, где захоронены тела детей.
Драма оставляет самое тяжёлое впечатление, которое усиливают финальные титры под церковное песнопение. Единственным «приветом» из комедийной фильмографии Гигинеишвили, пожалуй, можно считать лишь героиню Марии Шалаевой — стюардессу на борту захваченного самолёта. Она кажется самым неуместным персонажем «Заложников»: весёлая беззаботная девушка диссонирует с каждой деталью этого фильма, с каждым героем и даже со своей напарницей (вторую стюардессу сыграла жена режиссёра Надежда Михалкова).
Нельзя сказать, что первый блин в жанре драмы у Гигинеишвили получился комом, но и совершенной работой его не назвать — зритель должен быть заранее знаком с историей, чтобы понять всё происходящее на экране. Однако радует, что «попкорновое» кино успешный в этом жанре режиссёр решил променять на серьёзную драму, где позволил зрителям самим решать, кто «герой», а кто «злодей».
Елена Яковлева