Корреспондент пообщался с психологом Виктором Ефремовым и выяснил, можно ли оставлять детей один на один с телевизором, как часто можно смотреть мультики и на что должны обращать внимание родители.
Современное телевидение предлагает огромное количество каналов для детей и мультипликационных сериалов сомнительного качества. Совсем недавно психологи признали даже столь любимый многими мультфильм «Маша и Медведь» опасным для детей. Семейный психолог Виктор Ефремов рассказал, чем грозит бесконтрольное увлечение «мультиками» и как правильно организовать семейные просмотры.
Свободное время
Юлия Пермогорцева: Кто больше всего склонен к телевизионной зависимости?
Виктор Ефремов: Дети до пяти лет ко всему привыкают быстрее. Особенно склонны к разного рода зависимостям мальчики до десяти лет. Поэтому у детей этот процесс нужно контролировать. Считается, что до четырёх лет ни просмотр телевизора, ни сидение в интернете крайне нежелательны, так как до этого возраста идёт формирование мозговых структур, а это сказывается в дальнейшем на всём.
Люди, которые имеют большую зависимость от телевидения или компьютера, чаще всего более слабые по характеру, несамостоятельные, зависимые в отношениях или в дружбе.
- Сейчас нередки случаи, когда родители просто включают ребёнку телевизор и уходят заниматься своими делами. Насколько это правильно?
- Конечно, просмотр телепрограмм или использование гаджетов должны контролироваться. А многие родители считают, что лишь бы чем-то занять ребёнка и высвободить себе время. Это неправильная позиция.
Например, если для ребёнка до года можно включить минут на 15 спокойный мультфильм, и то, если кто-то из родителей рядом. Не так, чтобы кадры постоянно мелькали. И в это время нужно обязательно всё комментировать, чтобы речь развивалась. Но вообще смысла находиться ребенку до года у телевизора нет.
Если говорить о детях от года до трёх, здесь максимумальное время у телевизора - минут 30. Например, два коротких мультфильма – два раза по 15 минут, этого вполне достаточно. В таких мультфильмах обязательно наличие положительных персонажей, диалоги, монологи и объяснения поступков. Некий смысл формироваться должен. Родители всегда должны комментировать, кто и что делает. В противном случае, это - бессмысленное занятие.
Никакого фона
- В каком возрасте можно разрешать детям смотреть телепрограммы?
- Вообще, до шести-восьми лет нахождение ребёнка у телевизора нужно максимально ограничивать, насколько это возможно. Конечно, лучше, чтобы родители знали расписание познавательных программ, чтобы кругозор расширялся. И не стоит позволять длинные сюжеты, где анимируют насилие, жестокость, алкоголь. Иногда мамы трёхлетних детей говорят: «Да он всё равно ничего не понимает». Однако ребёнок многое уже усваивает, но воспринимает по-своему.
Например, в мультфильме герой проваливается в люк, а потом радостный вылезает обратно. Ему по голове бьют кирпичом, а он спустя пару секунд уже бегает как не бывало. Нужно объяснять ребёнку, что на самом деле так не бывает.
И даже если взрослый отдыхает при просмотре телевизора, у детей это дополнительная нагрузка на организм.
- К чему может привести такой бесконтрольный просмотр телевизора у детей?
- Впоследствии возможны задержки психического развития. Кроме того, это влияет на зрение и осанку, вероятно недостаточное развитие мышечной массы. Нарушается общение. Увлечение телевизором часто приводит к агрессивности и снижению речевой активности.
Чтобы уменьшить возможности всех этих нарушений, телевизор нужно смотреть только в положении сидя, при дополнительном освещении, а расстояние до экрана должно быть не меньше трёх метров. При увеличении экрана должно увеличиваться и расстояние.
- Что бы вы рекомендовали родителям дошкольников?
- Правило первое: ни один гаджет не должен работать постоянно, не должно быть так, чтобы все занимались делами, а фоном что-то показывает. Нужно включать телевизор только когда решили посмотреть что-то конкретное. Как только мультфильм заканчивается, телевизор немедленно выключается, даже если ребёнок просит ещё. И самим в это время тоже не нужно его смотреть, потому что детям трудно понять, почему взрослым можно, а им нельзя.
Второе правило: чаще заниматься совместной активной деятельностью, выходить на свежий воздух или играть в те же мультфильмы. Да, время сейчас дорогостояще, но есть хотя бы выходные, 15 минут вечером, перед сном, это всегда нужно делать.
- Школьники чувствуют себя уже более самостоятельными. Нужно ли ограничивать их время у «ящика»?
- Есть требования Всемирной организации здравоохранения. По ним до семи лет допускается не больше 30 минут просмотра телепрограмм. В младшей школе возможно 30-50 минут, это укладывается в рамки небольшого фильма. А в старшем школьном возрасте максимальное время нахождения у телевизора или компьютера – три часа. Это если уроки сделаны, обязанности по дому выполнены и есть свободное время.
- Как вы в целом оцениваете современные мультфильмы?
- Родителям важно самим следить, чтобы в мультфильмах не было насилия, даже с иронией, потому что ребёнок понимает всё в прямом значении.
К нам приходит очень много детей с различного рода страхами. Спрашиваю: «Вечером какие-то мультфильмы смотрит или в какие-то компьютерные игры играет?». Отвечают: «Да, но там ведь совсем немного крови, ничего такого особенного». Если родители не придают этому значения, это ведёт к агрессии или, например, ребёнок просто боится спать. Все эти мультфильмы – это последние образы, которые остаются у него вечером. И естественно, он просыпается в не очень хорошем настроении.
- Правильно ли я понимаю, что на ночь лучше не смотреть ничего?
- Можно и вечером, если там природа, животные, всё спокойно, ничего в этом страшного нет. Самое главное – содержание. Напрягает, возбуждает или нет.
Нужно думать, а напугало ли бы это нас, будь мы детьми? Поняли ли бы мы смысл происходящего? Если есть сомнения, лучше не смотреть.
- Что делать, если зависимость от телевизора всё же появилась?
- Сначала мы вычисляем, что это для ребёнка. Приносит это ему радость или он так отдыхает? Или просто отгораживается и не хочет выполнять свои обязанности? После этого нужно найти замещающие факторы и поставить чёткие правила. Например, будем смотреть только утром по полчаса и вечером полчаса, если игрушки собраны, одежда на месте и ты помог родителям что-то сделать. Если нет, то вообще пропускаем, как бы ребёнок ни плакал. Чем он младше, тем больше шансов у родителей задать определённые рамки.
Если это школьник, он должен помнить об уроках и обязанностях. Некоторые понимают под обязанностями самообслуживание – например, сходил на дополнительную тренировку. Но обязанности – это то, как он заботится о других членах семьи. И всегда должна быть занятость – кружки, секции, интересы.
Когда ребёнок не слушает, нужно всё равно прибегать к ограничениям: или лишать чего-то или предлагать что-то ещё сделать. Не кричать, а как со взрослым человеком договариваться. Тогда обязательно удастся достичь компромисса.