Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Застёгнутое на все пуговицы безумие

Об Илье Авербахе

28 июля родился режиссер Илья Авербах (1934–1986). Он был настоящей звездой своего поколения: статный, интеллигентный, элегантно одетый. И фильмы его по своей форме были в определенном смысле его отражением.


Илья Авербах и Ирина Купченко на съёмках фильма «Чужие письма»

«Я был недостаточно полоумным, чтобы воистину стать человеком науки», – говорит академик Сретенский в одном из лучших фильмов Ильи Авербаха «Монолог». Проводя параллель между созидательными мирами науки и искусства, он утверждает, что «ученый, как и художник, должен быть немного тронутым».

Самого же Авербаха вполне можно назвать одним из самых не безумных, последовательных, тактичных и сдержанных на изобразительные средства режиссеров. По этой ли причине его имя редко относят к когорте великих – вопрос неоднозначный. Как, собственно, и критерии, по которым эта самая степень величия измеряется. Тем не менее, талант, мастерство и пресловутая самобытность Ильи Авербаха заявляют о себе практически в каждом его фильме. Он был звездой «Ленфильма», любимейшим учеником Григория Козинцева, сценарии для него писал сам Евгений Габрилович, а музыку – Альфред Шнитке.

Да, вероятно, нет никакой другой области, помимо искусства, в которой болезненность так тесно связывалась бы с гениальностью. И хотя с точки зрения формы фильмы Авербаха и впрямь поразительно «здоровые», сюжеты и характеры его при этом – парадоксально болезненны.

Самый очевидный уровень проявления этой болезненности, конечно же, любовь. Любовь роковая, фанатичная и трагическая, любовь как психоз и как незаживающая рана. Это и проникнутая фатумом история влюбленных в фильме «Драмы из старинной жизни» по рассказу Лескова, и безответная любовь Филиппка к своей жене длиною в целую жизнь («Объяснение в любви»), и жертвенность профессора Сретенского по отношению к женщинам всех поколений – от жены до внучки («Монолог»), и Фарятьев, судорожно приговаривающий «Я бы все это забыл, если бы она захотела. Я бы все забыл».

Самым чистым и концентрированным воплощением этой философии, вероятно, является сцена побега Александры (Марина Неёлова) в «Фантазиях Фарятьева». Утопающая на протяжении всего фильма в отвержении и одержимая призрачным Бедхудовым (который так ни разу и не появляется в кадре), она в одночасье оживает с возвращением любимого и с нездоровым блеском в глазах носится по квартире, собирая вещи для побега. «А Фарятьев?», – спрашивает ее сестра. «Фарятьев? Ой, очень хороший человек, скажи ему спасибо», – отвечает она.

И здесь, в связи с «хорошими» героями Авербаха открывается новый, не столь очевидный на первый взгляд слой. Выросшие на князе Мышкине и Безухове, мы видим в образах Филиппка и Фарятьева силу всепрощения и безусловного принятия. Однако сам Авербах показывает как раз их несостоятельность, их зацикленность на себе и своих чувствах, их удушливость и тесноту и тем самым разрушает их целостность в наших глазах. Круг замыкается, и в кинопространстве Авербаха не остается места любви окрыляющей, дающей свободу. А контрастность сдержанной формы и кипящего страстями содержания становится еще более явной.

В свое время Любовь Аркус очень точно подметила, что искусство Авербаха – не акварель, а графика. И эта мысль, кажется, очень точно рифмуется с отношением самого режиссера к поветрию «поэтизации». Он говорил о том, что «исследование мира подменяется любованием предметиками», а «красивостью залатываются дыры в сюжете, отсутствие характеров и неспособность к образному мышлению». Дополнив сказанное одной из самых растиражированных цитат Авербаха «Некрасивое должно быть некрасивым», мы получим достаточно полную картину его представлений о форме, содержании и их соотношении.

При этом невозможно упрекнуть Илью Авербаха в неэстетичности, и тем более назвать его натуралистом. Потому что ровно в той степени, в которой «некрасивое должно быть некрасивым» в концепции режиссера и красивое должно быть красивым. Выбор актрис в лице Маргариты Тереховой, Марины Неёловой, Ирины Купченко – самое очевидное, хоть и поверхностное тому подтверждение.

В одном из своих писем Илья Авербах говорит: «Так хочется ехать куда-нибудь, далеко-далеко, и совсем не знать, что там будет. Что-нибудь совсем другое, чего мы даже предположить не можем». Подумалось было, что наше с вами время могло бы послужить весьма плодотворной почвой для реализации авербаховской мечты. Но уж больно чужим бы он был со своей чёткостью в сегодняшней аморфности форм. В этом и есть прелесть эпох – каждой из них даются свои творцы. Или на то они и творцы, чтобы создавать свою эпоху самим?

Сусанна Гадагатель

199


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95