Приехал в офис, и сразу мы с Евгением Алексеевичем отправились в банк.
В банке с нами говорили так, будто у нас на счету миллионы или миллиарды – а у нас копейки, и мы эти копейки бережём и стараемся распоряжаться ими как можно точнее, аккуратнее.
Вернулся в офис, продиктовал коротенькую рассылку для тех, кто проходит «Соло». Каждый день надо писать рассылки: учителям, врачам, домохозяйкам, инженерам, руководителям, студентам…
Персонифицировать необходимо рассылки, а мне всё некогда.
Некогда писать рассылки.
Некогда отвечать на письма.
Некогда делать видеофайлы.
Некогда редактировать аудиофайлы.
Некогда серьёзно разговаривать с теми, кто приходит устраиваться на ту или иную должность.
Некогда заниматься серьёзным воспитанием сотрудников.
Некогда вести трансляцию.
Некогда.
Хотя живу не торопясь – увы, многое не успеваю.
Меня время от времени спрашивают сын и дочь: «Отец, ну зачем тебе такая жизнь, когда ты постоянно замотан, задёрган? Садись дома и пиши книжку: учебник по журналистике ты хотел сделать, книгу о борьбе с курением…»
А я им отвечаю: «Мне нравится такая жизнь. Я чувствую себя востребованным. Ритм жизни».
Смотрю на эту фотографию. Мои чудесные дети. Теперь дочери 52, а сыну 46. И теперь мои дети учат меня жить. К счастью, делают это редко.
Так хочется многое сделать в этой жизни. Сколько удастся, столько и удастся.
После рассылки написал письмо Сергею Михайловичу Артимовичу.
Сергей Михайлович Артимович
Мне нравится общаться с этим замечательным человеком. В отличие от многих киношников, он человек деликатный, аккуратный, воспитанный, неравнодушный.
Для режиссёра эти качества редки. Режиссёр кино – это нахрапистость, наглость, жёсткость, грубость, резкость, повышенная требовательность к другим и невероятная раздражительность.
Затем диктовал расшифровку дневника. Я же как дневник делаю: сначала наговариваю на диктофон, а потом восстанавливаю.
Посмотрел на часы: пора ехать в кафе, где меня ждёт Дмитрий Александрович Дибров.
Дмитрий Александрович Дибров
Мне казалось, что он сказал «Тверская, д. 24», а оказалось – Твербуль, Тверской бульвар, 24. И кафе так называется – «Твербуль».
Хорошо, что Дибров догадался мне перезвонить, а то бы я не доехал до него.
Вёз меня Косякин.
Доехали мы до кафе и видим: машину ставить некуда, а я уже опаздываю.
Вышел из машины и сказал Алексею Владимировичу: «Довезите машину до офиса, а я уж как-нибудь, вечером на городском транспорте доберусь».
Вечер прошёл замечательно. Дибров был мил, интеллигентен, элегантен, игрив и любопытен.
На вечере был Александр Митрошенков, известный телепродюсер. Мы с ним знакомы ещё со времён «Московского комсомольца», в конце шестидесятых годов впервые встретились.
Дмитрий Александрович Дибров решил устроить «дибровские четверги» в этом кафе.
Четыре часа я провёл в кафе. Вкусно поел.
Домой возвращался на метро. В вагоне вместе со мной ехало девять человек, и все они в это время пользовались айфонами, айпадами, смартфонами и другими гаджетами: что-то писали, слушали, читали.
Человек привык быть занятым, и в этом плане современная техника помогает каждому ощущать себя «в замоте». Ты всё время чем-то занят: слушаешь музыку, посылаешь смски, читаешь электронную почту, новости, общаешься во «Вконтакте», в Фейсбуке.
Пользы никакой, только нервная система испытывает дополнительную нагрузку. Глаза устают. Но человек настолько привык к этому, что уже не может без того, чтобы набирать, читать, общаться, вести пустопорожний разговор.
Как тут не вспомнить знаменитый рассказ о крыске.
Крысе вживляют электроды. Лапкой крыса может замкнуть сеть. Мозг получает раздражение, крыса испытывает удовольствие, и начинает лапкой всё быстрее и быстрее замыкать цепь и всё больше и больше получать удовольствия.
В результате крыса гибнет от истощения. Ей не требуется вода, питьё – только замкнуть лапкой сеть и получить раздражение, которое приносит ей удовольствие.
Знаю людей, которые часами проводят время в «Фейсбуке», во «Вконтакте», в «Одноклассниках». Толку никакого. Но есть псевдозанятость, ощущение востребованности, полезности, нужности. А на самом деле – чистая потеря времени.
Сегодня (забыл об этом написать) с Евгением Алексееевичем Никитиным считали зарплату. Они выросли, хотя некоторым сотрудникам мы сократили выплаты, ибо они не писали в твиттер, в жж, не выполняли заданий по «Учимся говорить публично». Десять раз я грозился так поступить и наконец не выдержал.
Днём мне позвонил Евгений Владимирович Матвеев и огорчил известием:
– Знаете, – сказал он, – я подумал и решил всё-таки на вашей фирме не работать. Мы не подходим друг другу, вы уж не сердитесь.
Евгений Владимирович Матвеев
Не подходим так не подходим, решил я. Найдём лучше.
Вот так и прошёл день.
Хотел сегодня позвонить заместителю руководителя администрации президента Российской федерации, пресс-секретарю президента Российской Федерации Пескову Дмитрию Сергеевичу.
Дмитрий Сергеевич Песков
Если мне не изменяет память, два или три раза мы говорили с ним по телефону, и он ко мне вроде хорошо отнёсся.
Много доброго и тёплого о нём мне говорил талантливый журналист, автор прекрасных книг Александр Гамов.
Я хотел бы, чтобы Дмитрий Сергеевич Песков прошёл наше «Соло» и порекомендовал его руководителю своего аппарата, чёткой и обязательной Елене Викторовне Поляковой, главному советнику, исполнительной и начитанной Веронике Владимировне Пахомовой, советнику Елене Владимировне Вербовой – человеку, всё проверяющему и никогда ничего не забывающему, а также специалистам-экспертам: несколько формальной, но поразительно трудолюбивой Ирине Игоревне Торбовой и сверхтребовательной Цициной Юлии Сергеевне.
Всем им необходимо набирать слепым десятипальцевым методом, и всех их можно в короткий срок научить этому навыку.
Мне почему-то верится, что рано или поздно позвонит мне Дмитрий Сергеевич Песков и скажет: «Давайте обсудим этот вопрос».
В конце дня, как всегда, смотрю на фотографии любимых учеников. Как же это меня радует!
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян.
P.S. Я не буду звонить в администрацию президента. Я подожду, когда оттуда раздастся звонок – а он обязательно будет. Да-да, этот звонок непременно будет.
«Любая деятельность становится творческой тогда, когда человек стремится выполнять своё дело правильнее и лучше».
Джон Апдайк (род. 1932), американский писатель