Антонина (Джессика Честейн) – жена директора Варшавского зоопарка Яна Жабински. Ее сын по имени Рысь (!) играет с львятами-альбиносами, а сама она принимает роды у слонихи. На одной из вечеринок с ней знакомится директор Берлинского зоопарка Луц Хек (Даниэль Брюль) и начинает оказывать всяческие знаки внимания. Когда же начинается вторая мировая война, и после первой бомбежки гибнут животные в зоопарке, Хек является к Антонине чтобы заключить своеобразный договор: Варшавский зоопарк закрывается (животных – расстрелять!), но лучших особей Луц заберет к себе для выведения чисто арийских животных.
На счет чисто арийских животных – это, конечно, шутка, но не без оснований: Хек хочет вывести исчезнувшую давно особь туров, прародителя современных быков. Тем временем Ян начинает укрывать в подвале зоопарка евреев, сбежавших из варшавского гетто.
Фильм не очень известного режиссера Ники Каро основан на реальной истории. Семье Жабинских во время войны удалось спасти около трехсот евреев. Вдобавок к правдивой основе в фильме есть много положительных моментов и общий жизнеутверждающий мотив. Честейн с алыми губами одинаково приручает как кроликов, так и жертв нацистского режима. Так, например, чудом ей удается разговорить юную еврейскую девушку, жертву фашистских надругательств. К ее героине, которую муж ласково называет Мура, тянутся дети, животные и Хек Луц, которого она на протяжении всего фильма водит за нос. Ах да, муж. Он в меру ревнует, но так занят спасением жертв гетто, что у него на семью, в общем-то, не хватает времени. Тут есть и некоторые сценарные несостыковки. Уже в разгар войны Жабински очень часто ездит в какие-то странные командировки. Удивительно, как много польскому гражданину предоставляет свободы фашистская оккупация (при том, что сын Жабинских кричит в открытое окно: «Гитлер капут!»).
Тема Холокоста чрезвычайно популярна среди кинематографистов. Только за последнее время были сняты «Аустерлиц» Сергея Лозницы, «Рай» Андрея Кончаловского, «Сын Саула» Ласло Немеша. У всех этих картин есть собственная оптика на еврейскую трагедию. И только Ники Каро удалось снять по-настоящему зрительский, гуманный фильм. Может быть, секрет в том, что режиссер заходит на территорию насилия и смерти со стороны любви к животным? Вначале от пули Луца гибнет горный орел (верблюды и зебры бредут по улицам, тигры мечутся под окнами многоэтажек). Каро показывает всю эту пронзительность глазами не только любящей животных Антонины, но и ее сына (что вдвойне ранит). А спустя полчаса экранного времени на расстрел уже ведут двух старушек-евреек. Пусть и грубое, но действенное сравнение евреев с животными в фильме Каро не только уместно, но и, по сути, очень деликатно. Почему убивают тигрят? Почему жгут гетто? Как после этого выжить? Ники Каро считает, что счастливый конец возможен.
Наталья Серебрякова