С появлением Интернета, газеты стали терять свою популярность. Некоторые считают, что всё, журналстика, которая была известна миру ещё каких-то двадцать лет назад, совсем скоро уйдёт в небытие. Сегодня редакция "1001" публикует материал с Иваном Засурским. Читайте и комментируйте!
Газеты закрываются, репортажи пишут очевидцы событий, а новости – роботы. Инстаграм и твиттер, ЖЖ, YouTube – всё бесплатно, быстро, из первых уст. Грозит ли нынешним журналистам вымирание, помог разобраться советник ректора СПбГУ и завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ. И даже внушил некоторый оптимизм.
– Что же происходит с журналистикой, и самое главное – что делать?
– С одной стороны, журналистика перестала быть такой интересной профессией, как раньше, когда у журналистов была монополия на то, чтобы рассказывать информацию. Это давно уже не так – благодаря социальным сетям у людей появился голос. Здесь все пишут бесплатно, в том числе люди серьезные, обладающие экспертным мнением. Журналисты оказались не готовы к такому изменению своего статуса. Раньше в рекламный отдел газеты «Московский комсомолец» выстраивалась очередь, которая тянулась с пятого этажа на первый. Люди несли свои деньги, чтобы разместить рекламу в печатном издании – это был простой и надежный способ получить большую аудиторию для своего сообщения. Сейчас такое представить сложно, особенно для газеты. Для журналистики в экономическом плане настали нелегкие времена. Эксперты сами разговаривают, читатели сами делают или не делают выводы. Владелец платформы знает, кому показывать сообщения, имеет огромный охват, окружает читателя – и всё это стоит ноль или около ноля. Сейчас изменения в профессии похожи на то, что произошло в свое время с музыкой. Раньше все были музыканты, потом все стали диджеи. Музыки стало меньше? Нет, она стала другая, электронная, изменились инструменты и сам творческий коллектив. Люди берут что-то, что произведено кем-то, делают обработки и играют это. Получается, главная роль в музыке у МС – «master of ceremonies». Журналист в новом мире, по сути, выполняет роль такого МС, становится медиатором, решая задачи социальной коммуникации.
Всё готовится для следующего рывка. Кто бы мог подумать, что новая волна – Buzzfeed, Business Insider – уберёт с американского рынка традиционные издания. Там медиа превращаются в большие бизнесы сами по себе, замещая издания старого типа. Поэтому мой совет – читайте побольше на английском языке, познакомьтесь с изданиями на высоком технологическом уровне – Guardian, BuzzFeed, Mashable. Как они подают информацию, как они с ней работают, какую роль играет мультимедиа и как важно стало видео, которое всё проще записывать.
Если вы хотите зарабатывать журналистикой, есть несколько способов. Первый – быть специалистом по коммуникациям. Это самый простой вариант, потому что всем нужна помощь. Мы находимся в середине коммуникационной революции, вокруг нас десятки тысяч организаций и людей, которые не могут быстро адаптироваться, и они готовы платить. Второй способ – для людей, которые хотят писать, в России по-прежнему есть работа. Я считаю, что настоящий книжный бум у нас еще не случился, предпосылки для рынка non-fiction, который делают журналисты, только создаются. Не можешь заработать в газете – напиши книжку. У нас забыли, что карьера журналиста не обязательно строится от корреспондента через зав.отделом до главреда. Настоящий журналистский успех – когда ты написал статью, сделал книжку и по ней сняли фильм. Тема срезонировала, и ты на волне. В журналистике важно совмещать мастерство и искусство. Как у художников, например. Картин много, они рисуют и рисуют, но когда приходит кто-то крутой, интересный, новый – для него всегда найдется место, спрос, его картины будут стоить сумасшедших денег. Если вы действительно хотите быть журналистом – можно стать успешным в любые времена. Это творческий рынок, он предъявляет спрос на уникальность и высокое качество.
– Выходит, работа в журналистике есть?
– Есть, и в петербургских СМИ тоже. Любое экономическое издание, например, мечтает найти крутого журналиста. Это очень трудно – журналист, разбирающейся в экономике, понимающий в ней достаточно – редкая птица. Поэтому еще один совет – подумайте об экономической журналистике. Это перспективно, и это интересно. Бурно растет рынок корпоративных медиа. Бренд сам стал медиа – делает журнал «Найк», качает свой канал «Пума». И здесь тоже нужны специалисты, но уже нового плана.
Профессия трансформируется – если раньше были только журналисты, то сейчас – редакторы СММ, редакторы СЕО, по блогам, ведущие страничек, social media-директоры. Академические учреждения пока не научились готовить этих специалистов, потому что процесс происходит очень быстро. Людям всегда нужно будет узнавать информацию, и они будут готовы за это платить, здесь открываются новые рынки. Например, в Америке большую популярность обрели специальные приложения для юристов и врачей. Оказалось, что во время перерывов между приемами клиентов они обожают изучать новый опыт из рабочих практик, и им не жалко платить деньги за подписку на приложение с такими историями. И это уже не совсем журналистика, это коммуникация.
На переднем крае всегда есть место для тех, кто хочет побороться за жизнь. Такого, как раньше – чтобы по окончании вуза тебя ждала размеренная работа в газете на определённой должности, сейчас и представить нельзя. Условия журналиста ожидают скромные, профессия перестает быть премиальной. Знаете, какой крутой и завидной раньше была профессия машиниста? А капитана корабля? У Марка Твена это эталон, он курит дорогие сигары, ездит в Миссисипи, путешествует… Каждой эпохе свой герой. Журналист – герой 19-20 века.
– Какие навыки нужны тому журналисту и медиатору, кто хочет быть на переднем крае?
– Никто не отменяет главное – умение собирать и анализировать информацию. Лучше всего его натренировать, как ни странно, готовя учебные работы. Вы берете разные источники, комментарии специалистов, экспертов. Не экономьте время, не сдавайте чужие работы и перестаньте, наконец, списывать – это мерзко, вы обкрадываете сами себя.
Еще один навык – здоровый скепсис. Журналист может спокойно слушать одностороннюю информацию, но желать узнать – так ли это на самом деле? И здоровое желание даже не возражать, а узнать больше. Без этого никуда. Это базовые навыки. А есть важные, более современные – способность пользоваться массивом данных, поисковыми системами, источниками, понимать механизм функционирования современных платформ, знать, чем фейсбук отличается от LinkedIn, а вместе они от «одноклассников» и вконтакте, и чем они не похожи на современные издания вроде Хабра, Лепры. Это и есть новая медийная индустрия.
И, конечно, ничто не сравнится с умением хорошо, точно, правильно и красиво рассказать историю. Многие главы западных компаний и корпораций говорят сотрудникам – изучите курс по журналистике, а то ваши отчеты читать невозможно. С начала веков и до конца света человек, который хорошо рассказывает интересные истории, не окажется голодным.
– Значит, те, кто поступает в этом году…
– Те, кто поступает в этом году, будут решать прикладные стратегические коммуникационные задачи конкретных людей за деньги. Им придется издавать газету бренда, клуба, боксерского салона, делать сайт для похоронного агентства. Роскоши, чтобы сидеть в газете, а тебе платили хорошие деньги за то, что ты ходишь и пишешь статьи, не будет. На журфаке, может быть, научат писать, но хорошо писать может тот, кто читает. Я сам прошел через несколько стадий облома и понял это. И другое открытие – чтобы читать, нужно писать. По-настоящему читает тот, кто пишет. Даже если вы себе пишете заметки или как-то работаете с получаемой информацией, вы интегрируете её в себя. Я сталкивался с этим, и у меня есть ощущение, что для того, чтобы освободилось место для новой информации, нужно передать то, что собрал. Может быть, это журналистский рефлекс, а может – основной закон работы с информацией. Когда у тебя ее много, ты теряешь энергию, а когда ты ничего нового не изучаешь – теряешь направление и не видишь перспективу. И это то, что происходит сейчас с журналистикой. Для людей старшего поколения и сейчас, и раньше, с появлением прямого эфира, телемостов, трансляций она окуклилась. Они привыкли писать с цензурой, сидеть работать вечерами, у них была комфортная жизнь – а сейчас это собачьи гонки. Приходят сто человек на пресс-конференцию, и все пишут одно и то же. Поэтому главным товаром становится уникальность.
Было такое издание, OpenSpace, и балансировало оно на грани. Выходит у них колонка журналиста Андрея Лошака – и приходит 200 000 человек, нет колонки – нет читателей. Лошак оказывается востребованным журналистом – настолько он умеет качественно артикулировать и выражаться. Изучение важнейших мастеров сегодняшнего дня никто не может отменить. И это домашнее задание нашим читателям. Узнайте, кто из сегодняшних коммуникаторов является лидером мнений, кто рассказчиком, кто журналистом. Какие тактики и стратегии коммуникации используются, и в чьих интересах, какой экономический базис. Любая система коммуникация несет на себе искажения, и эти искажения нужно знать и понимать в том числе для того, чтобы найти себя и свое место в профессии.
Несмотря на все прогнозы и перспективы, я, как и все потребители, всегда надеюсь, что иногда будут попадаться журналисты, которые просто невероятно круто пишут, потому что появление такого пера – это невероятное счастье, и это нельзя измерить деньгами. Он будет чувствовать удовлетворение от деятельности, а люди будут счастливы его читать. И это нельзя измерить деньгами. Нам нужны такие люди, как, например, Колесников, который из официального репортажа сделала бенефис очерка и новой журналистики. Совет напоследок – почитайте американских писателей новой волны, определивших у нас стиль персональной журналистики, где сам журналист является действующим лицом. Когда-то этот прием был протестом против засилья серости. Кен Кизи, Том Вулф, Керуак раскачали систему журналистских жанров, но это именно то, что мы видим сейчас в интернет-журналистике. В конечном счете, этот стиль письма при определенном повороте событий делает из журналиста писателя, так нужного нам.
Источник: Пять углов