По тому, что народ поет, можно о многом судить. Попробуем это сделать. Тем более церемония Российской национальной музыкальной премии, в третий раз прошедшая в Государственном Кремлевском дворце, претендовала на объятие необъятного и соединение несоединимого.
Российская национальная музыкальная премия — совместная затея композитора и продюсера Игоря Крутого, бизнесмена-поэта Михаила Гуцериева и главы корпорации «Газпром Медиа Радио» Юрия Костина. Задумка супермасштабная: собрать под одним крылом все направления и жанры музыки, от попсы до классики. Технология опробованная: эксперты отбирают номинантов, академики делают выбор, результаты которого, как объяснил во вступительном слове Юрий Костин, держатся в тайне до самой церемонии «с тщательностью охраны ядерного чемоданчика».
А судьи кто, точнее, академики? Да вот они, в зале на почетных местах: всем давно знакомые Филипп Киркоров, Леонид Агутин, Николай Басков, Дима Билан, Полина Гагарина, Тамара Гвердцители, Зара, Наташа Королева, Григорий Лепс, Лев Лещенко, Ани Лорак, Игорь Николаев, Кристина Орбакайте, Валерия и Иосиф Пригожин, Владимир Пресняков и Наталья Подольская, Валерий Сюткин, Аркадий Укупник... Конечно, и Михаил Гуцериев с Игорем Крутым тут же.
А кто возразит против награды интеллигентнейшему дуэту Би-2 (лучшая рок-группа с песней «Лайки»)? А какая широта жеста со стороны премии, среди руководителей которой Игорь Крутой, назвать композитором года Игоря Матвиенко за песню «Жить»! Правда, поэтом-2017 академики все же не решились назвать кого-то, кроме Михаила Гуцериева. Всю прелесть его поэзии тут же продемонстрировала Тамара Гвердцители, спев: «Я знаю, ты мне скажешь: «Здравствуй» / И встретишь у двери. / Ты мой мужчина, моя радость, / Мой ориентир любви», после чего певица отдельно поблагодарила Михаила Сафарбековича за глубоко тронувшие ее строки.
Чемпионами премии оказались двукратно премированный Баста (хит хип-хопа «Сансара» и концерт года «360» в Олимпийском) и столько же раз награжденный Филипп Киркоров (за вклад в шоу-бизнес и за видео «Химера»). А чемпионом на этом смотре стал лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров, не представленный ни в какой номинации, но «оторвавший» себе аж три песни в финале вечера — правда, с подчищенными на предмет матерности текстами.
Награждение в категории «Лучшее видео» принесло наибольшую интригу. Оказалось, что сразу три ролика — «Как Челентано» Артура Пирожкова, «Так красиво» Сергея Лазарева и упомянутая «Химера» Филиппа Киркорова набрали одинаковое количество баллов. Артур от полноты чувств выдохнул в микрофон: «Охереть можно!» — видно, соседство стоявшего рядом Шнура навеяло. А вот Сергей Лазарев на награждение вовсе не пришел, сочтя репертуарный спектакль в Театре Пушкина, где он занят, более важным делом.
Вообще соединение попсового и классического направлений — штука непростая. Это стало ясно во время объявления победителей в номинации «Классическое инструментальное исполнительство». Удивил уже сам набор номинантов. Кто, например, такой Павел Артемьев-Дручинин и почему его исполнение 4-й баллады Шопена должно конкурировать с «Вариациями на тему Паганини» (уточню — у Рахманинова не Вариации, а Рапсодия, но это так, мелочь) всем известного Николая Луганского, а также с «Эстрелитой» Мануэля Понсе в исполнении Вадима Репина? И что, у виртуоза с мировым именем Репина кроме этой милой пьески за год больше нет достижений? Ну а победил в номинации — угадайте с одного раза: конечно, Денис Мацуев. Но не за крупные работы вроде 2-го концерта Прокофьева или 4-го Рахманинова, а за Libertango — двухминутную вещицу Астора Пьяццоллы, сыгранную в ансамбле с друзьями на сборном концерте.
Та же ситуация — в классическом вокале: премировали, разумеется, Анну Нетребко, причем не за важные оперные дебюты, а за выступление на летнем фестивале в испанской Марбелье с опереточным репертуаром. Вероятно, другие оперные звезды нашим академикам во время их отдыха на Средиземноморье просто не подвернулись?
А вот за что устроителям респект — за сюжет памяти Дмитрия Хворостовского, с красивой видеопроекцией ролей и клипов ушедшего певца. И еще хочу отметить интернационализм: сразу в нескольких номинациях победили представители Украины — лучшей певицей названа Светлана Лобода («Случайная»), лучшим певцом — открытие прошлого года Никита Алексеев («Чувствую душой»), а лучшей песней — «Тает лед» группы «Грибы». Да и упомянутый дуэт Estradarada — из Киева... Значит, русские музыканты и русская публика, несмотря на ежедневную промывку мозгов, по-прежнему воспринимают украинскую музыку как родную.
В наше время это выглядит даже поступком.
Сергей Бирюков