«Активный гражданин» запустили в 2014 году. Тогда его участниками были 500 тысяч активистов. За четыре года их число выросло более чем до двух миллионов человек, из них полмиллиона зарегистрировались в прошлом году. 26 мая в Парке Горького проект отметил четырехлетие. На празднике выступили Полина Гагарина, Егор Крид, Алексей Воробьев, Сергей Мазаев, балет «Тодес», Мот, группы «Несчастный случай», «Кватро», IOWA и другие звезды российской эстрады. Также здесь вспомнили самые яркие инициативы горожан, которые воплотились в жизнь благодаря проекту.
Зеленее с каждым годом: «Миллион деревьев»
В этом году открывается десятый сезон программы озеленения дворов «Миллион деревьев». Акции проходят с 2013 года каждую весну и осень. Где именно сажать деревья — выбирают «активные граждане». Благодаря им за четыре года в городе появилось почти 700 тысяч деревьев и кустарников. Они украсили около восьми тысяч московских дворов. Каждое голосование привлекало более 230 тысяч человек.
Помимо дворов, участники проекта выбирают и виды растений, которые хотят видеть из своих окон. В 2018 году их выбор пал на амурский бархат, рябину, черемуху и дуб. А из кустарников москвичи предпочли сирень, чубушник, кизильник и шиповник.
Для неспешных прогулок: благоустройство московских улиц
Улицы Большая Лубянка, Тверская, Каретный Ряд и многие другие, а также площади, бульвары и набережные обрели новый облик благодаря программе благоустройства. В 2017 году участники проекта «Активный гражданин» оценили результаты работ по 13 проектам. Пользователи высказали мнение о преображении территорий вблизи парка «Зарядье», Садового и Бульварного кольца, Тверской улицы и других. На них появились комфортные пешеходные зоны и места для отдыха.
В первом голосовании, посвященном благоустройству, приняли участие 175 817 «активных граждан», во втором — 174 481. Активнее всего голосовали за проекты изменений на Тверской улице (69 726 голосов), Большой Лубянке (61 000), Пречистенке (60 354), а также на Котельнической и Гончарной набережных (50 765). Каждый проект благоустройства поддержали больше 80 процентов пользователей.
Название новой кольцевой линии метро
«Активные граждане» проголосовали и за название нового подземного кольца метро. В первом этапе приняли участие более 315 тысяч человек, но ни один из вариантов не набрал больше половины голосов, и во второй тур вышли два названия: «Большая кольцевая линия» и «Третий пересадочный контур». В результате более популярным оказался ответ «Большая кольцевая линия» (Big circle line). Его предпочли 53,34 процента участников. За сохранение рабочего названия «Третий пересадочный контур» высказались 36,51 процента «активных граждан». Еще 10,15 процента передали решение вопроса специалистам. Всего проголосовали 165 670 человек.
Первый участок новой линии метро — от «Делового центра» до «Петровского парка» — открылся в феврале, а полностью замкнуть кольцо протяженностью около 67 километров планируется в 2020–2021 годах. Всего на линии будет 31 станция, а пассажиры смогут совершать 21 пересадку на другие ветки метро и Московское центральное кольцо.
Всегда на связи: Wi-Fi в электричках
По решению «активных граждан» в пригородных электричках заработала бесплатная сеть Wi-Fi. Они курсируют на Киевском, Белорусском, Савеловском и Рижском направлениях. Участниками голосования стали 260 247 человек. Идею оборудовать беспроводным доступом в интернет электропоезда поддержали больше 91 процента пользователей. Наиболее заинтересованными в услуге оказались жители ЗАО, ТиНАО, СВАО и ЦАО.
Не «Столица» и не «Мегаполис»: название для нового поезда метрополитена
Благодаря «активным гражданам» самый современный тип поездов в подземке получил имя. Свое мнение высказал 220 281 человек. Проголосовать можно было за одно из 10 названий. Среди них «Волга», «Ветер», «Снегирь», «Мегаполис», «Столица», «Метеор» и другие. В итоге 15,07 процента выбрали вариант «Москва». На втором месте (14,76 процента) оказался вариант «Столица», на третьем — «Мегаполис» (12,41 процента).
Новые площадки для «Музыки в метро»
Голосование, посвященное проекту «Музыка в метро», собрало 214 002 участника. Почти 75 процентов решили, что его нужно развивать. В метро появились новые площадки для выступлений: в вестибюлях Делового Центра, Кутузовской и Лужников Московского центрального кольца (МЦК). Теперь их 18. Из них 14 расположено на станциях метро, еще четыре — на МЦК.
Логотип парка «Зарядье»
История и новейшие технологии сплелись в парке «Зарядье», который открылся к 870-летию Москвы. Теперь на месте гостиницы «Россия» — парк с мультимедийными аттракционами, ледяной пещерой, подземным музеем и парящим мостом. Его территорию разделили на характерные для России природные зоны (степь, луг, леса и северный ландшафт) и собрали в них уникальную ботаническую коллекцию.
Многоликий образ страны передает и логотип «Зарядья», который выбрали «активные граждане». Им стал разноцветный листок, представляющий парк как место соединения стихий, поколений и культур. За этот логотип проголосовали 49,36 процента участников. Своим мнением о символе «Зарядья» поделились 210 186 горожан
Новое лицо столичных поликлиник
Недавно горожане выбрали фирменный стиль поликлиник. Особым образом оформят вывески, информационные стенды, игровые зоны. В голосовании приняли участие почти 194 тысячи человек. Новый дизайн поликлиник — это сочетание трех концепций, за которые отдали голоса большинство участников опроса.
Первое место занял проект Студии Артемия Лебедева (25,09 процента). Для каждого отделения здесь используется своя цветовая гамма, что должно улучшить навигацию.
Второе место занял проект индивидуального предпринимателя А.А. Тихонова (14,7 процента). Согласно концепции, для взрослых поликлиник будет использоваться синий цвет интерьера, в детских — оттенки оранжевого.
Третьей стала работа компании «Ди Пи Джи» (13,38 процента). Авторы предложили сделать фирменным цветом бирюзовый, а в детские учреждения добавить оранжевый, желтый, зеленый и лазурный.
Восстановление исторического облика: музей на Хохловской площади
Долгие годы на Хохловской площади был заброшенный котлован. Около 10 лет назад здесь остановили строительство из-за уникальной археологической находки — фрагмента стены Белого города. Часть крепостного сооружения, окружавшего Москву в конце XVI века и разобранного в XVIII столетии, хорошо сохранилась.
Продолжать работы было опасно для древней стены — вынести ее за пределы стройплощадки, не повредив, было невозможно. Площадь перекрыли, и встал вопрос: закопать котлован вместе со стеной или сохранить ее для обзора? Решение приняли москвичи.
В голосовании в проекте «Активный гражданин» участвовали 197 113 человек, большинство из которых сказали, что участок древней стены должен быть доступен для всех. И в 2017-м здесь появился музей под открытым небом, а вокруг него — амфитеатр с деревянными настилами, на которых можно отдохнуть после прогулки.
Космонавтика и авиация: новый музей на ВДНХ
Выбрать направленность для музея в павильоне «Космос» помогали 288 698 человек. 31,46 процента решили, что он должен быть посвящен современным достижениям авиации и космонавтики. Музей открылся 12 апреля этого года. В нем представлены макеты первого спутника и современных ракет, капсула Юрия Гагарина, образцы двигателей и многое другое. Также здесь можно посетить лекции и мастер-классы и совершить виртуальный полет в космос.
И это далеко не все изменения, которые появились в городе благодаря «активным гражданам». Только за 2017 год они успели:
— выбрать упаковку для конфет «Москва»;
— помочь благоустроить и озеленить центральные улицы столицы;
— выбрать лучших терапевта, педиатра и детскую медсестру;
— проголосовать за продление велополосы на Бульварном кольце до 15 километров;
— выбрать проекты благоустройства больше 50 московских парков;
— ввести в библиотеках СМС-напоминания о сроке сдачи книг, электронные каталоги, доступ к электронным библиотекам и другие услуги;
— выбрать дизайн станций метро «Стромынка», «Ржевская» и «Шереметьевская».
Всего в «Активном гражданине» прошло 3,5 тысячи голосований, в которых учли 97,7 миллиона мнений. Около 1800 решений горожан уже воплощены. Этому проекту нет равных в мире, и стать его частью очень легко. Нужно просто зарегистрироваться на сайте или в приложении и начать менять город к лучшему.