Эта статья довольно старая, но, как ни странно, актуальна и сейчас. И даже чрезвычайно актуальна - давайте же не будем воспитывать в себе ненависть к другим странам (над чем так трудится современное ТВ) и постараемся быть объективными.
Марк Максимов, редактор 1001.ru
Америка – это страна, которая дает такую почву для создания ее стереотипного восприятия, какую вряд ли дают все страны мира вместе взятые. Отобрав десяток из них, я решил попытаться их деконструировать.
Стереотип 1. «В Америке нет вкусной еды – вся еда синтетическая. Все американцы питаются фаст-фудом и постоянно посещают закусочные Макдональдс».
Абсолютная неправда. Америка – страна процветающего ресторанного бизнеса, и практически в каждом американском городе вы найдете весь географический спектр ресторанов – от украинской кухни до тайской. Равно, как и найдете рестораны разной ценовой политики. Но, если в большинстве стран разбежка в ценах ресторанных меню может достигать коэффициента 3.0, а то и 7.0 (в дешевом ресторане бифштекс стоит 5 условных единиц, а в соседнем, дорогом, 5х3=15 у.е.), то в Америке этот коэффициент в абсолютном большинстве ресторанов вряд ли превысит 1.5.
Конечно, здесь можно встретить и рестораны, где в меню вовсе не указаны цены. Там можно выпить шампанского по тысяче долларов за бутылку и вволю наесться черной икры. Но таких ресторанов немного и рассчитаны они на специфических клиентов, численность которых вряд ли превысит 3% населения. Основной массив инфраструктуры общественного питания рассчитан на средний класс, т.е. на большинство населения. Американцы мало готовят сами, отчасти из-за того, что экономят время, отчасти из-за отсутствия традиций. Во многих семьях принято заказывать еду из близлежащих ресторанов. Обходится это немногим дороже, чем готовить самому.
Палитра учреждений фаст-фуда в штатах очень широка, но не все точки быстрого питания выглядят как закусочная Макдональдс. К примеру, если взять сети Taco Bell's или Denny's, так они и вовсе напоминают дешевые, но рестораны. А некоторые китайские buffets, построенные на принципе «шведского стола», удивят европейского туриста тем, что здесь можно за 10 долларов наесться тигровых креветок в кисло-сладком соусе с побегами молодого бамбука на пять лет вперед. Именно в Америке мне удалось за две недели скинуть без особых усилий больше 5-и килограмм.
А вообще-то, в Америке рестораны с невкусной едой или маленькими порциями вряд ли продержатся на плаву хоть один сезон.
Стереотип 2. «В Америке все безобразно толстые», или другой вариант – «Америка – страна длинноногих блондинок с пышными бюстами».
И то, и другое – чушь. Да, в штатах хватает полных (и безобразно полных) людей. Но вряд ли большинство стран мира отличаются от Америки в лучшую сторону в этом вопросе. Когда-то мне бросилось в глаза большое количество полных молодых девушек в Британии, то же самое касается мужчин в немецкой провинции, или чехов в пражских пивных. У американцев этот факт больше бросается в глаза из-за того, что большинство активных (читай – «стройных») граждан ездит в машинах, где вряд ли разглядишь их фигуру. Люди небогатые, предпочитающие чизбургер на завтрак, обед и ужин, ходят по городу и повышают коэффициент заметных полных людей.
Еще одна закономерность Америки – абсолютная зависимость количества полных людей от количества населения в городе. Чем больше город, тем активнее жизнь, и тем меньше средний вес горожанина. Так же закономерно и то, что средний вес персоналии увеличивается по мере приближения к бедному району. Еще один фактор повышения количества полных людей – принадлежность к определенному штату: если в Нью-Йорке или Чикаго большинство населения похоже на рысачащих грейхаундов, то в Калифорнийской провинции больше напоминают неспешных английских бульдогов. Причина разницы проста – в Калифорнии не принято перемещаться пешком – здесь можно на протяжении нескольких километров пути не встретить ни одного идущего человека.
Касательно «блондинок с пышными формами» – тут ситуация более комична. Однажды, на мой шутливый вопрос, заданный одному американскому коллеге о том, почему я не вижу толпы пышногрудых красоток на улицах Орландо, он ответил: «Их здесь нет – они все собраны в одном из павильонов студии Colambia Pictures». В этой шутке, как и во многих других, «есть доля правды». Красивые девушки в Америке гораздо быстрее устраивают свою жизнь, чем некрасивые. Впрочем, полагаю, этот принцип касается и других стран. А, «устроив жизнь», они начинают работать на телевидении, в рекламе, кино, шоу-бизнесе и т.д. Работать в этих сферах приходится много, а потому и по улицам гулять времени остается мало.
Надо сказать, привлекательные мужчины в Америке тоже праздно по улицам не шатаются – помимо перечисленных профессий для привлекательных женщин, их ждут: служба в армии и полиции, а также игра в ведущих клубах хоккейной, баскетбольной, бейсбольной и футбольной лиг.
Стереотип 3. «Улыбка американцев фальшива, а чувства показные и неискренние».
Это не так. Американцы, в большинстве своем, люди дружелюбные, уравновешенные и очень доверчивые. Их улыбка – это воспитанное веками уважение к ближнему и отсутствие какой бы то ни было агрессии. Данный тезис следует рассматривать в отрыве от событий, связанных с изгнанием индейцев со своих территорий или гражданской войной.
Американцы – обладатели чисто островного восприятия окружающей жизни. Они могут радоваться как дети, увидев самый большой в мире хот-дог, впасть в истерику, выиграв в лотерею 20 долларов, и заплакать навзрыд, увидев в кино смерть главного героя. Стоит встретиться взглядом с американцем, как он начинает улыбаться, демонстрируя свое хорошее отношение к тебе. А если ты ответишь тем же, то запросто можешь заслужить комплимент, которые американцы говорят постоянно. Комплимент может касаться всего, чего угодно – от цвета кроссовок до прически. Он ни в коем случае не станет лицемерить, называя плохие кроссовки хорошими, а просто выберет что-то, что ему действительно понравилось в вашей внешности.
Основной принцип американцев, воспитываемый с детства – «подари ближнему хорошее настроение, и кто-то подарит его тебе».
Стереотип 4. «Американцы жадные – они платят в ресторанах каждый сам за себя
Да, американцы платят в ресторанах каждый сам за себя, но к жадности это не имеет никакого отношения. Скорее, это мера предосторожности от возникающих подчас недоразумений. Причин возникновения недоразумений может быть несколько: девушка не хочет, чтобы молодой человек подумал, что она не может заплатить за себя; два друга будут до остервенения спорить о том, кто же заплатит; один человек не хочет попадать даже в малую зависимость от другого… Да мало ли может быть причин.
Но американцы, вопреки стереотипному представлению, частенько платят друг за друга. И тут существует множество моделей определения правил игры: от «я тебя приглашаю» (обозначающее – «я плачу») до «выпивка с меня». А вот фраза «может быть пообедаем в четверг?» обозначает одно – каждый будет платить за себя. Многие европейцы с удовольствием переняли эту дипломатическую игру, устав от бесконечных раздумий – «интересно, а кто сегодня будет платить за ужин?».
Особый разговор – гостеприимство американцев. Оно отличается от славянского по форме, но очень схоже по содержанию. Американцы умеют не просто дарить подарки, но и обставлять дарение так, чтобы оно запомнилось на всю жизнь. Именно они изобрели тот самый surprise, когда человек входит в дом в кромешной темноте, свет загорается, и в комнате истошно орут два десятка гостей, которых ты не приглашал на свой день рождения.
Перед рождеством американские семьи выезжают в супермаркеты для покупки подарков. У каждого главы семьи в руках список, который иногда не помещается на одной странице – это список родных и друзей, которым нужно подарки купить. И, как правило, подарки здесь весомы и приятны, в отличие от многих семей Западной Европы, где запросто можно получить от свекрови на рождество яйцерезку из магазина «Все за один евро».
Стереотип 5. «Американцы хотят захватить мир»
Этот стереотип держится на желании большинства стран иметь перманентного врага, на которого легко списать собственные промахи в политике и экономике. Демонизируя 300-миллионную нацию и называя один сегмент политической элиты «американцами», средства массовой информации и отдельные политические деятели ряда стран выстраивают таким образом защиту от собственного населения, которое, в противном случае, могло бы спросить: «а почему, собственно, мы так хреново живем?». А так никто вопросов не задает, «зная», что в бедах всех стран виновата Америка – «мир желтого дьявола», «страна, мечтающая поработить мир», «край, где правила жизни диктует военщина»…
Но даже если взять иракскую кампанию, откровенно слабо (если не сказать «бездарно») проведенную администрацией Буша, мы увидим, что самый мощный антивоенный протест был именно в Америке: стотысячные демонстрации, участие мировых звезд кино и музыки, бесчисленное количество акций протеста… И это тоже были «американцы, мечтающие о мировом господстве»? Нет, это были собственно американцы – жители Соединенных Штатов Америки, которым так же, как и гражданам других стран, не нравится, что их соотечественники где-то погибают за сомнительные интересы.
Слабым звеном американской политики зачастую являются дипломаты. Не хочу «чесать их всех под одну гребенку», потому как довелось, да и доводится, общаться и с профессиональными американскими дипломатами. Но, тем не менее, американская дипломатия зачастую пополняется специалистами достаточно низкого уровня подготовки. И виной тому востребованность лучших кадров внутри страны – еще одна черта типично «островного» государства.
Политические обобщения вообще вещь опасная. Именно они привели к тому, что ошибки правящей элиты экстрапалируются на нацию, при том, что сама нация вовсе не разделяет взгляды этой самой элиты. Американский народ не достоин такого отношения, ведь именно он во все исторические периоды исправлял ошибки своего руководства, будь то Уотергейт, война во Вьетнаме или расовая сегрегация.
Стереотип 6. «Америка – очаг разврата»
С этой мыслью мы прожили едва ли не всю жизнь, наблюдая в голливудских фильмах как главный герой пьет неразбавленный виски в стриптиз-баре. Мы представляли, что, по прилету в Америку, проститутки будут встречать нас прямо на взлетной полосе нью-йоркского аэропорта La Guardia. Но, проехав все Соединенный Штаты, ты можешь не только не увидеть живую проститутку, но и не встретить вывески «Стриптиз-бар».
Америка – пуританская страна. Здесь тебе могут влепить штраф в несколько сот долларов за то, что ты раздел догола на пляже своего полуторагодовалого сынишку, мотивируя взыскание тем, что ты «провоцировал педофильские наклонности у отдыхающих». Здесь могут лишить лицензии магазин за то, что один из номеров журнала Playboy оказался на его прилавке не запечатанным в целлофановый конверт. Здесь могут закрыть ночной клуб после того, как в зале обнаружили молодого человека, которому не исполнилось 21-го года.
Иногда пуританство здесь зашкаливает, и тогда Америка являет миру казусные судебные процессы и нелепые скандалы. Пожалуй, только здесь президентом не может стать человек, переживший развод, и только здесь измена президента жене может вызвать слушания в Конгрессе. Это кардинально отличает Штаты от Франции или Германии, где недавние главы государств переживали за свою жзнь по 3-4 развода.
Стереотип 7. «Американцы – ограниченная, слабо эрудированная нация»
Американская эрудиция в корне отличается от эрудиции европейской, или, к примеру, славянской. Здесь преподаватели в школе или университете не пытаются впихнуть в голову школьника или студента 40 томов зазубренной «Большой советской энциклопедии». Здесь пытаются научить другому – методикам сбора информации и алгоритмам работы. Да, американский студент может не знать, какой композитор написал оперу «Хованщина», но он легко сформулирует алгоритм нахождения данной информации, если она ему понадобится.
Американцы легко усваивают полезную информацию, и абсолютно не воспринимают бесполезную. Если среднему американцу рассказать о том, что можно разбавлять бензин, чтобы на этом заработать, он недоуменно ответит: «так машина же будет плохо ездить», после чего полностью потеряет интерес к теме, поскольку сочтет ее алогичной и бесполезной. Подобная избирательность плохо сказывается на общей эрудиции, но прекрасно – на подготовке специалистов. К примеру, медицинское образование здесь длится 11 лет, не считая перманентных курсов повышения квалификации.
Кстати, внутренняя дисциплина американцев иногда принимает довольно непривычные для нас формы. Один наш американский друг отказался смотреть DVD, привезенный из Беларуси, по причине того, что он не был лицензионным. И это была не поза, а следствие привычки, привитой ему обществом на протяжении всей жизни.
Общаясь с американцами, узнаешь много нового. Но, как правило, в отличие от славянского мировосприятия, эта информация лежит вне сферы политики. Американцы получают информацию, пользуясь самыми передовыми механизмами передачи информации. Оснащение музеев, библиотек и технических центров здесь самое современное в мире, а караваны желтых школьных автобусов, бесконечно подвозят детей на лекции и экскурсии.
Стереотип 8. «Америкой управляет военно-промышленный комплекс»
Это стереотип, привитый нам с детства. «Американская военщина» – самый мягкий из эпитетов, предложенный нам советским телевидением в определении военно-промышленного комплекса. На протяжении десятилетий нам «объясняли», что именно американский ВПК едва ли не назначает президентов этой страны.
На деле же все значительно прозаичнее – Америкой управляют американцы. Именно они выбирают президента, досконально зная его биографию. И именно ознакомление с биографией кандидата в президенты позволяет точно определить с кем связан кандидат – с «военщиной», топливно-энергетическим лобби, финансистами или кинематографом. Для того, чтобы население сделало правильный выбор, работают журналисты, доставая из шкафов кандидатов в президенты, припрятанных там скелетов. Конечно, случаются и ошибки. Как недавняя, когда кандидат принадлежал к топливно-энергетическому лобби. Население полагало, что эта принадлежность понизит цены на топливо внутри страны, а на деле она их повысила, поскольку президент оказался не покупателем, а продавцом.
«Американская военщина» стоит в очереди за финансированием точно так же, как и любая другая датируемая сфера деятельности в Америке. Другое дело, что лобби у них посильнее и поэффективнее, чем, например, у сферы культуры или пенсионных фондов. Да и численность населения, занятого в ВПК и косвенно к нему относящемся, значительно больше, чем, скажем, в сельском хозяйстве. Вдумайтесь в цифры: 80% всей сельскохозяйственной продукции,потребляемой США, производится в Калифорнии, при этом, в сельскохозяйственном секторе Калифорнии занято лишь 5% населения штата. Какое уж тут лобби?
Но, как бы не работало лобби, а американцы выбирают президента абсолютно прозрачно и самостоятельно. И подчас это происходит не в пользу военных, а из чувства протеста по отношению к военным кампаниям, ведущимся властями.
Стереотип 9. «Американцы считают, что все открытия сделаны в США»
На самом деле так считают на американцы, а мы считаем, что они так считают. На деле же, обратившись к американцу с вопросом о том, кто сделал то или иное открытие, в большинстве случаев ты получишь ответ: «не знаю, надо посмотреть в справочнике». А если ты продолжишь дискуссию, заявив: «это сделал…», можешь в ответ получить просьбу рассказать об этом поподробнее.
Американцы лучше других наций умеют воспевать своих героев, гордиться достижениями страны и восторгаться талантами. Но у них начисто отсутствует чисто славянская черта – разрывать героев на страны и штаты. Любой американец знает из какой страны пошел его род, и при встрече с удовольствием об этом расскажет, подчеркнув, «мои бабушка и дедушка приехали из Беларуси – там есть такой город Слуцк». А на вопрос «ты не знаешь, откуда Уэйн Гретцки?», скорее всего ответит «к сожалению, я не знаю откуда приехала его семья».
Страна, состоящая из 95% эмигрантов, по определению не упирает на то, что все открытия принадлежат ей. В этих вопросах американцы абсолютно толерантны и не амбициозны. Но если вы скажете бостонцу, что New England Patriots слабее New-York Giants, вы можете услышать такой разбор нью-йоркской команды, от которого вам захочется перейти на обсуждение темы «так кто же изобрел радио?».
Стереотип 10. «Я не люблю Америку»
Эту фразу я слышал десятки, если не сотни, раз. И всегда в ответ я задавал один и тот же вопрос: «А ты там был?». В 99% случаев ответ был следующий: «Нет, и не хочу». Тяжело спорить с людьми, знающими о предмете понаслышке; еще тяжелее, знающими об этом предмете со слов предвзятых журналистов или политиков.
Америку вряд ли возможно не любить. Во-первых, потому, что она разная, как лоскутное одеяло; во-вторых, чтобы познать ее, нужны десятилетия прямого контакта, а не набор пожелтевших советских газетных вырезок; и в-третьих, это просто страна – со своими достоинствами и недостатками.
Николай Халезин