18+

Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

100 лет без секса (Часть 1)

История полового воспитания в России в 20 веке

 

Сексом занимаются все (ну или почти все), но вопрос, как рассказывать о нём детям, до сих пор не решён. В императорской России проводниками в мир физиологии обычно становились слуги, в СССР секса, как известно, не было, а в постперестроечные годы дети прятали «Молоток» под партой. Кто и как в последние сто лет рассказывал подросткам о сексе?

 

1900-1917. Нравственность как защита от порока

В начале двадцатого века о физиологической стороне любви дети аристократов узнавали, как правило, от слуг. Исследования и опросы двадцатых годов свидетельствуют, что именно они учили подростков мастурбировать. Даже первый сексуальный опыт у многих был связан с домашней прислугой.

О романтических отношениях читали в художественной литературе. Специальных книг и журналов для подростков тогда не выпускали: самого понятия «подросток» ещё не существовало, и дети читали то, что нашли в родительской библиотеке.

На педагогических конгрессах начала века рассуждали о необходимости полового воспитания, но понимали под ним совсем не то, что мы сейчас. Главной задачей называли борьбу с «преждевременным развитием полового инстинкта». Родителям рекомендовалось осторожно рассказывать о физиологии, пользуясь удобным моментом — рождением в семье ребёнка или «явлениями возмужалости» (развитием вторичным половых признаков).


Воспитанницы Елизаветинского института благородных девиц

Учителям советовали объяснять размножение детям до 14 лет только на примерах из зоологии и ботаники и лишь постепенно проводить аналогию с человеком, не вдаваясь в подробности.

С 15-летнего возраста педагоги считали возможным говорить на уроках гигиены об опасности венерических болезней и сексуальных связей до брака

При этом сами уроки не были обязательными и требовали отдельного согласия родителей. Но всё это были лишь рекомендации видных педагогов, в большинстве школ едва ли уделяли время таким вопросам.

Выделялась в те годы позиция Надежды Жаринцевой — переводчицы, автора педагогических статей и книги «Как всё на свете рождается. Объяснение полового вопроса детям». Жаринцева рекомендовала не стесняться объяснять детям анатомическое устройство и функции половых органов, но эта позиция оставалась эксцентричной и не была популярной в обществе. Основной идеей было всё-таки не мутить воду раньше времени и не мешать физиологию с чувствами.

 
 
 

Что может быть трогательнее и пленительнее душевной ясности молодой девушки, действительно невинной? Девственность души сокровище бѳзконѳчно ценное, и было бы святотатством возмущать ее тяжёлой и педантической наукой клинициста. <…> Инстинкт девушек, даже невежественных, предостерегает их от многих опасностей. Нравственность часто имеет гораздо большее значение, как защита от порока, чем знание физиологии.

«Вопросы школьной гигиены и физического воспитания на международных конгрессах в 1910 г.», А. Д. Бутовский, 1911 год

 
 
 

 


1920-е годы. Сексуальная революция не для всех

Третье десятилетие 20 века считается временем тотальной сексуальной свободы в СССР. В 1920 году страна стала первой в Европе, где узаконили аборты без медицинских показаний, упростили процедуры заключения брака и развода, поговаривали о полной отмене института семьи. Однополые отношения не преследовались по закону, к гомосексуалистам относились как к тяжело больным, но не как преступникам.

 
 
 

В Петрограде в 1923 году среди рабочих моложе 18 лет сексуальный опыт уже имели 47% юношей и 67% девушек. <…> По данным опроса участников молодёжной конференции в 1929 году, до 18 лет начали половую жизнь 77,8% мужчин (из них 16% — в 14 лет) и 68% женщин.

Игорь Кон

 
 
 

Позиция власти относительно сексуального поведения граждан оставалась сдержанной и консервативной. Сексуальная свобода была слишком заряжена индивидуализмом, а его в новом государстве не приветствовали.

 

Классовые достоинства важнее красоты

Психотерапевт и основоположник педологии Арон Залкинд составил «12 половых заповедей революционного пролетариата», где упоминалось о необходимости моногамных связей, воздержания до брака и секса только по любви:

 
 
 

Чисто физическое влечение недопустимо. Половое влечение к классово-враждебному, морально-противному, бесчестному объекту является таким же извращением, как и половое влечение человека к крокодилу, к орангутангу. <…> Привлекать, побеждать в любовной жизни должны социальные, классовые достоинства, а не специфические физиологически-половые приманки, являющиеся в своём подавляющем большинстве либо пережитком нашего докультурного развития, либо развившиеся в результате гнилостных воздействий эксплуататорских условий жизни.

 
 
 

Главным способом предохранения оставалось воздержание — его неустанно пропагандировали. В сборнике статей 1920 года «Школа и половой вопрос», например, упоминается:

 
 
 

...половые излишества в молодые годы, истощая весь организм, не остаются, конечно, и без влияния на нервную систему, особенно на головной мозг, и составляют одну из начальных причин тяжёлой и неизлечимой болезни мозга, слабоумия.

 
 
 

 

Мифы об онанизме и бульварные романы

В двадцатые годы проводились многочисленные опросы студенчества, в том числе на тему секса и отношений. Из «Половой переписи студенчества» понятно, что и в эти годы родители в основном избегали разговоров о сексе:

 
 
 

От одного ротного командира кадетского корпуса нам пришлось, например, слышать, что однажды к нему обратился кадет V класса и со слезами на глазах рассказал, что он давно „онанист“, и желал бы избавиться от этого порока, но сам не может. Дома обращался к отцу, но отец сказал только: „Ну, что ж, идиотом будешь!“, повернулся и пошёл.

 
 
 

Онанизм связывали с ужасными последствиями, от нервных припадков и слабоумия до смертельных болезней, хотя признавалось, что мастурбацией занимаются почти все подростки.

 
 
 

У многих онанистов, в особенности в пору 14-18 л., обращает на себя внимание неправильная деятельность сердца. Во время смеха или плача рот часто принимает плаксивый оттенок, осклабляется, так что онанист напоминает собою ребёнка в состоянии собачьей старости. Онанист, при прямом, смелом к нему обращении, пугается, смущается, и не сразу приходит в себя, чтобы спокойно ответить на вопрос.

«Школа и половой вопрос», И. Симонов, 1920

 
 
 

Чтобы уберечь детей от рукоблудия, педагогам рекомендовали контролировать учеников и проводить воспитательные беседы один на один, чтобы вызвать чувство стыда.

 
 
 

Более продолжительное пребывание в отхожем месте, нежели необходимо для удовлетворения потребности, несомненно даёт повод к онанизму. <…> Надо требовать, чтобы воспитанники при засыпании держали руки поверх одеяла, чтобы освещение в спальнях было вполне достаточное.

«Школа и половой вопрос», И. Симонов, 1920

 
 
 

В курс анатомии собрались ввести лекции о половых органах, которые будет читать врач. По факту этого так и не произошло: сначала не было кадров и денег, потом изменился политический курс.

Об отношениях между полами учителям советовали рассказывать на примере классических произведений, таких, как «Первая любовь» Тургенева, «Крейцерова соната» Толстого, «Припадок» Чехова, и следить за тем, что читают ученики вне школы.

Очень вредной считалась «бульварная» книга «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского, которой зачитывалась молодёжь в те годы. В массовой литературе тех лет вообще было много примитивных сексуальных сцен — такая любовь была понятнее пролетарскому большинству, чем разговоры о чувствах.

Для бесед педагоги также использовали педагогические брошюры о половом воспитании, но сами книги не рекомендовалось давать подросткам в руки. Официальная риторика по вопросу секспросвета оставалась охранительной, а знания подростки получали из низкосортной литературы и от сверстников.

Окончание

Маша Цицюрская

Источник

31


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: