16.I.83
«Все хорошо, за исключением того, что все плохо».
23.I.83
Вчера Плучек показал мне бумагу от управления культуры, где моя пьеса выскакивает из плана. Итак, Сатира репетирует «Вишневый сад», Питера Устинова[1] и Алешина[2]. Когда мне рассказали, что Алешин провалился на читке (и я еще хотел позвонить Алешину и сказать, что мне нравится его пьеска в «Современной драматургии», как бы компенсируя его провал и мой успех на читке), я сказал: «Вот это и будут ставить». Я оказался прав. Встретил меня Плучек рассказом про Виктора Драгунского. Его портной, старый еврей, выражал свое мнение по поводу того, что происходит, одним лишь словом — он вздыхал и говорил: «Ой, Витенька, Витенька!..» Сначала Плучек долго излагал претензии к пьесе: «Вы должны подняться до осуждения героя». «Мне непонятна эта история с ошибкой на восьмой странице». Я: «Но вы так убедительно и тонко разобрали этот монолог на читке». Он: «Это был другой Плучек». Короче, Арончик выпал! На пороге, когда прощались, зашел разговор о «Взрослой дочери», будут ли восстанавливать спектакль. Директор: «он им нужен для сборов». Плучек отлично пошутил: «Были сборы недолги». И в раздевалке: «На вас мне насрать, а как мне с Друцэ объясняться…» В машине Шура рассказал о Свифте Горина и Захарова. «Позвонили им с телевидения и сообщили, что они поедут с фильмом в Монте-Карло, если сократят фильм до часа десяти и выкинут третью новеллу. Ребята сразу стали думать, как это сделать. А потом они узнали, что с фильмом поедет чиновник с телевидения. Марк: «Ни в коем случае не идем на компромисс, не вырезаем ни кадра, стоим насмерть». Потом ехали с Шурой, проезжали плакат фильма «Случай в квадрате 36–08». Шура сказал: «Перемени квадрат, и у тебя все пойдет».
Женя Попов, представляя мне своего товарища: «А это автор афоризма “Чем больше Родину мы любим, тем меньше нравимся мы ей”. Пригов[3]».
И тут же до кучи афоризм Мишани ( Ущаца):
«Рейганомика должна быть рейгономной».
После просмотра картины Алексея Германа Павленок[4] якобы сказал: «Лично я ненавижу все, что вы делаете, но в силу своих служебных обязанностей я должен быть объективным. Начнем обсуждать».
Перед читкой Нины Садур в ВТО мы беседовали с Розовым. «Вы начали в неудачное время. Мы тогда в конце пятидесятых успели проскочить. Володин чуть запоздал, его и забили, а я проскочил в самый КУЛЬТПРОСВЕТ».
«Великий парадокс. Казалось, жить должен лучше тот, кто все придумывает, изобретает новое, предлагает — а живет лучше тот, кто это новое запрещает».
29.I.83
Боровик[5], новый главный журнала «Театр», собрал молодых драматургов. Все говорили очень откровенно, а на встрече присутствовал корреспондент американской коммунистической газеты. В конце Генрих Боровик сказал: «Все говорили очень откровенно, не стесняясь присутствия иностранного корреспондента. Я думаю, Дейвид это оценит. Все посмотрели на Дейвида. Боровик, глядя на корреспондента: «Нет, не потому что мы боимся, а потому что наши общие с вами враги, Дейвид, могут использовать это против нас». И тут Дейвид сказал: «Я знаю, что нужно». Общий хохот.
Нина Садур, о которой я говорил на встрече в журнале «Театр», устроилась уборщицей в театр «Пушкина». Моет вестибюль каждый день с 3 до 6 за 70 р. «Как ты туда устроилась?» — «По блату».
10.II. 83
Приходил бывший муж Пугачевой Стефанович[6], неприятный тип. Предлагал писать сценарий. Рассказал хорошую байку про фильм Бондарчука «Красные колокола»[7] — при съемках эпизода взятия Зимнего дворца погибло в два раза больше, чем при штурме зимнего в 1917 году. Там погибло 7 человек, а у Бондарчука — 15.
12.II.83
В ответ на предложение Стефановича стать соавтором я сказал, что ему нужен другой человек — более жесткий профессионал (трезвый ремесленник, проходимец, халтурщик). В ответ на это он сказал: «Этот человек — я. Вы мне нужны совсем для другой цели».
18.II. 83
Леня Переверзев в «Юности» развивал свои идеи о роли радио, телевидения в жизни современного человека. Он говорил, что видеомагнитофоны в Америке, на Западе, не шли, пока предприниматели не стали выпускать порнокассеты. Сразу их стали брать и заводить видеомагнитофоны как пособие для мастурбации. Женщины использовали видео в комплекте с вибраторами. Теперь вибраторами уже пользуются и мужчины. Как сказал Леня, — «в свое удовольствие». Sex автоматизирован. Человек человеку уже не нужен. Его заменяет вибратор. Вибратор становится участником sexуальной жизни человека. И вот сюжет. Сексуальная фантастика. Мужской вибратор полюбил женский вибратор. Трагедия человека. Полное одиночество. И вибраторы живут своей жизнью.
Чей-то афоризм:
«Писатель сочиняет ложь, а пишет правду».
26.II. 83
Приехал с совещания молодых писателей. Первый раз — руководителем семинара драматургов.
После заседания семинара юмористов Л. Лиходеев сказал Кучаеву: «Я думал, эти ребята хотят снять завхоза, оказывается, они хотят закрыть всю контору». («Им не уволить завхоза нужно, а закрыть всю контору»).
Я: «Пьеса должна иметь все признаки неопознанного объекта».
«В шестидесятые годы мы хотели отдать все», — сказал Рощин на своем творческом вечере, посвященном пятидесятилетию. «Но не все взяли», — добавил я.
Лиходеев рассказал, как он впервые в доме Елены Сергеевны читал «Мастера и Маргариту». Я пришел вечером, чтобы пораньше начать читать. А она говорит: «Сейчас мы будем ужинать». Думаю, неужели даст рукопись с собой… И вот мы поужинали, и она говорит: «Сейчас я пойду спать, а вы будете читать. В двенадцать часов вам захочется поесть. Вот холодильник, откройте и закусите. В четыре вас будет клонить ко сну. Выпейте кофе. Вот оно. (Лиходеев: я тогда впервые увидел растворимый кофе в гранулах, и вообще — растворимый). Часов в восемь вы снова почувствуете голод, поешьте, но не сильно, потому что в девять часов вы кончите читать, и мы сядем завтракать».
Лиходеев: «Все было точно, как она сказала».
2.III.83
«У него была странная фикс-идеа: получая «Правду», он вырезал оттуда два ордена Ленина и присваивал их себе. Таким образом, он считал себя 5721-кратным кавалером высшего ордена».
В романе Олеши «Зависть»[8] идет спор между интеллигентским, духовным началом и прагматическим, примитивным, но умеющим делать отличную колбасу и этим выигрывающим у интеллигента. Но с колбасой тоже как-то не получилось…
5.III.83
Виктор Сергеевич Розов рассказывал. Позвонили ему из секретариата СП и попросили прийти на обсуждение секретариатом его пьесы «Кабанчик»[9]. Он удивился, потому что пьесу, кроме министерства, никому не давал. Пришел. Сидят все — Сартаков[10], Чаковский и т. д., — и у всех в руках его пьеса. Распечатали. И началось обсуждение. Все в один голос ругали. «А ваш шеф сказал фразу “Я прочел вашу пьесу, и мне два дня жить не хочется”». Сартаков: «Виктор Сергеевич, мы с вами ездим в Ялту в Дом творчества, там так хорошо, а после вашей пьесы ехать не хочется». А Боровик: «Лютому врагу югославского народа Миловану Джиласу вполне понравилась бы эта пьеса». Розов: «Мне на него прямо было стыдно смотреть». Один только Салынский говорил, что его пьесы тоже сначала запрещали, а потом разрешали. Михалков: «У меня такой критерий оценки пьесы — если мне хочется подписаться под пьесой, значит, хорошая. Под “Гнездом глухаря” мне хочется подписаться, а под “Кабанчиком” нет». В. С. спросил у Альберта Беляева[11] (тот присутствовал при обсуждении): «А как к вам попала пьеса?» Он ответил, что им передали из министерства. У Розова там кто-то говорит о новом сословии. Все: «Ну, Виктор Сергеевич, какое сословие? Где вы видите сословие?»
10.III.83
«Доктор Чехов». Патологический энтузиазм Розовского — только при этом условии можно было запустить эту машину. Когда потом выпивали у Аксельрода, я спросил: «Как ты это сделал?» Марик ответил: «Этому научил меня Аксельрод. Когда-то он рассказал мне про МОКСИ». — «Что такое “мокси”?» — «У бульдога есть такая хватка, смертельная, когда его челюсти уже не могут расклещениться. Он вцепился в жертву — и все! Его можно бить, колоть, резать, убить — челюсти не разомкнутся. Мокси! Только так и можно что-то делать».
У меня нет мокси. Я зацепляю жертву мягкими зубами и при малейшем сопротивлении отпускаю. Хана!
18.III.83
В «Комсомолке» написали, что есть молодые люди, которые (ха-ха-ха!) носят майки с надписью: «Я — чокнутый». В связи с этим. Если наше поколение, когда ему говорили: «Ты — чокнутый», — сопротивлялись и отвечали: «Это вы чокнутые. Вы считаете, что если мы любим джаз, — мы чокнутые. А это вы чокнутые, потому что джаз не любите».
Нынешние молодые не спорят, а наоборот — сами первые говорят: «Да, мы чокнутые». И спора нет.
К вопросу о руководстве культурой. Театром Станиславского руководил бывший директор музыкальной школы.
22.III.83
20 марта вечер Розова в ЦДЛ. «Мне все интересно. Я бы, откровенно говоря, хотел бы посмотреть атомный взрыв. Нет! Не дай бог, пусть этого никогда не будет, — но интересно! Я на войне сижу в окопе. А идет танковый бой. Я высунулся из окопа, тут пули свищут, черт-те что делается, а я думаю: «Я вижу настоящий танковый бой!»
И спектакли интересны. Вот во МХАТЕ «Так победим!» Монументальный спектакль, сильный. А вот Петрушевская «Три девушки в голубом». Прекрасно! Говорят, чернуха. А у тебя что — белуха? Мне все равно, кто на сцене — Владимир Ильич или Акакий Акакиевич, — если меня это потрясает.
Все в жизни закономерно. Жизнь иногда сама тебя выводит на твое произведение, на твою судьбу. И не надо сопротивляться.
Человек, который начинает бороться, звереет в этой борьбе. Надо ловить, изворачиваться, строить тактику, действовать по законам противника — и звереешь. Не замечаешь как. Тебя затягивают в борьбу — а ты отойди в сторону.
Как я отношусь к 37-му году? Интересно… Я все это видел». (Ехидный взгляд в зал).
И уже в гардеробе. «Виктор, как там с птицей?» — «С какой птицей?» — «Ну с вашей… с этой… с птицей». — «С какой?» — «Ну, с попугаем». — «С “Попугаем Жако”?» — «Да!»
Вот говорят: я помру, я помру… Помрешь!
23.III.83
Сегодня был круглый стол в «Вечерней Москве».
Шатров: «В случае со студией Табакова победила точка зрения министерства, Георгия Александровича Иванова[12]. Сейчас, слава богу, он ушел на другую работу, занимается другими делами, и будем надеяться, что…»
…его точка зрения победит и там.
Он же: «Мы, драматурги, хотим, чтобы Москва “открыла нам свои конфликты” (слова Гришина[13]). Мы хотели бы, чтобы нас приглашали на заседания разных комитетов, чтобы нам рассказали о проблемах. Мы же ничего не знаем! Ну, ходишь в магазин — это знаешь. Но мы хотим видеть проблему».
Я: «Вот в магазине и есть проблема. Чего тут знать!»
Люся Петрушевская: «Я прочитала статью Розанова… Нужно писать характеры, а не типы. Так знают все, а надо писать то, что знаешь ты. Вот можно пойти в баню, послушать банщика. Он скажет о себе только то, что хочет сказать. А надо писать не то, что люди сами о себе говорят, а то, что о них говорят люди. Вот если с кем-нибудь поругаешься — все о себе услышишь. Так вот — его послушал, жену, что она о нем говорит, что говорят соседи… Надо иметь несколько свидетельств. И еще один — ты сам».
26.III.83
Гриша Горин отпустил бороду. Сказал: «Я хочу поменять жизнь». И завел собаку. Я сказал, что это самый легкий способ поменять жизнь — отпустить бороду. «Вот если бы ты завел роман с Пугачевой. Вот это я понимаю — поменял! А еще сенсационней — роман с ПУГАЧЕВЫМ».
Был у Лени (Хейфеца). Он потух. Три с лишним месяца не выпускали «Картину»[14]. Грибанов говорил ему: «Я хороших ребят в обиду не дам! Это хорошие ребята! Вы их знаете? А я их знаю! Я работал в Воронежском обкоме партии. С хорошими ребятами. Я хороших ребят в обиду не дам!» У него недоколотый якорек на руке. Бывший матрос. Совсем по-другому говорил Барабаш: «Почему вы упустили очень важную для понимания отношения автора к материалу фразу? А выделили линию, которая проходит пунктиром в структуре романа…»
Леня Хейфец: «В театре я всегда сух. С начальством тем более. Никогда не выхожу в фойе перед сдачей. А тут перед показом «Картины» вышел к начальству. Подошел и от полной паники и сверхволнения подошел к Грибанову, Цырнюк, Медведевой: «Хотите расскажу анекдот?» Все замерли. «Звонят в общежитие: “Машу можно?” — “А у нас всех можно”». Грибанов еле улыбнулся. Женщины не знали, как реагировать. Грибанов: «Тогда и я расскажу: “Ленин — чукча” — “Почему?” — “Умный”». Еще тяжелее возникла пауза. Вообще, сказал Леня, я так волновался, что в этот день, перед сдачей, ходил по кулисам и уборным и всем рассказывал этот анекдот. Артисты подумали, что я не в себе.
31.III.83
27 марта состоялась премьера «Доктора Чехова» и открытие театра при Клубе медработников Розовского. После премьеры — банкет. Молодые актеры веселились вовсю. И не всегда слушали напутственные речи стариков — Аксельрода, Рутберга, Ряшенцева… Потом начались танцы — дискотека, и они рассвободились вовсе. Им было безумно весело, и их веселье им было дороже причины всего праздника. Это раздражало Марка. Но это было так. Главное было, — что весело, что праздник, а по какому поводу — это второе. А может быть, я брюзжу.
Придумал два финала к «Злому мальчику» Чехова в постановке Розовского. Там мальчик все время требует с ухажера своей сестры рубль за то, что он не скажет матери, что они целуются. А тот не дает. И вот в конце ухажер взмаливается: «Ну, нет, нет у меня рубля!» Мальчик достает пачку кредиток: «Сколько тебе? Могу одолжить». Второй финал. Ухажер дает мальчику рубль. Тот все равно их продолжает шантажировать. Ухажер: «Ну что, что тебе еще надо?» — «Дай доллар». Марику понравилась вторая. Остальным — первая. Первая жизненней. Вторая абсурдней.
3.IV.83
«Драма есть тот же ужас человеческой жизни, только не получающий своего очищающего разрешения, не разрешающийся религиозно. В драме занавес падает раньше, чем герои успели предстать зрителю преображенными. Драма ужаснее трагедии, потому что застывает в ужасе, потому что она безысходна».
Владислав Ходасевич. «Об Анненском»[15].
Состоялась встреча драматургов в редакции «Советской культуры». Конечно же, выступал Боровик. В своем стиле. И за ним Л.: «У меня рожала дочка, а я следил за событиями на Фолклендских островах. Ведь все, что происходит в мире, — все наше личное дело». Но как только вы хотите туда попутешествовать — это дело других. Вы наблюдаете и переживаете на расстоянии.
7.IV.83
Интересно Боровик представляет процесс развития драматургии. Боровик (в «Сов. культ.»): «Замечательный, талантливый драматург Вампилов написал «Утиную охоту», хорошую пьесу. И все решили — вот в эту сторону надо идти. И стали все молодые писать такие же пьесы. Проблема Гельмана. Гельман писал острые нужные пьесы, связанные с реальной жизнью. «Премия», «Мы, нижеподписавшиеся». Но все ему говорили — ты не художник. Чтобы быть художником, надо писать другое. И вот Гельман стал это писать. «Протокол одного заседания» никто, кроме него, не мог написать, «Скамейка» — такую пьесу многие бы написали».
9.IV.83
На встрече в «Советской культуре» Захаров выступил после меня. «Я не могу уже говорить с тем пафосом, что Славкин. Раньше я знал: этот бюрократ мне мешает, этот, этот — и им говорил, в их сторону. Теперь же неизвестно, кто конкретно мешает. Не знаешь, в чью сторону выплескивать свои страсти». Перед ним висел портрет.
«Труппа МХАТ гастролировала в Ленинграде. Приблизительно через месяц после премьеры «Бани» мы собрались в номере гостиницы слушать новую комедию Н. Эрдмана. «Знаешь, в этом номере последний раз останавливался Маяковский», — сказал Николай Робертович. Потом прочел название своей комедии: «Самоубийца».
На другой день, уже в Москве, на вокзале мы услышали огорошивающее известие: «Только что покончил с собой Маяковский».
П. Марков[16]
Из книги К. Рудницкого «Режиссер Мейерхольд»[17]: «Судьба пьесы («Самоубийца»), увы, не этим соревнованием (с МХАТом) решалась. Тогдашний руководитель Главреперткома О. Литовский считал, что пьеса “политически фальшивая и крайне реакционна”. Такое мнение возобладало и в гораздо более высоких инстанциях… Весь этот инцидент значителен потому, что показывает, какая неблагоприятная обстановка для сатиры сложилась в условиях рапповской диктатуры». «После того, как критика неодобрительно приняла “Баню” Маяковского, а пьеса Эрдмана разрешения не получила, Мейерхольд больше современных комедий не ставил».
11.IV.83
- А с ним что?
- О, его убили.
- Легко отделался!
26.IV.83
Сидел в президиуме интернационального вечера (в билете: «Вечер состоится в 15.00») и ждал, когда Камиль Яшен[18] объявит мое выступление. «Выступает Лауреат премии…» — «Не я». «Выступает Председатель…» — «Не я». «Выступает Народный поэт…» — «Не я». «Выступает секретарь…» — «Не я». Так я напрягался и расслаблялся, пока не объявили мою фамилию.
5.V.83
Вышла наша с Люсей книжка[19]. Заворачивается скандал. Минкульт РСФСР, Минкульт СССР спохватились и катят бочку. Я позвонил Розову, поблагодарил, посоветовался:
Он: «Виктор, не занимайтесь этим. Вы выпустили книжку — ходите, посвистывайте. Ваше дело писать, редактора — издавать, а критика — лаять. Ходите — посвистывайте».
«Эх, бедняга Гоголь! Не дожил до 1 мая».
28.V.83
Раньше все жили одинаково: в коммуналках, никто не ездил за границу, одевались примерно в одно и то же, не было личных машин, — но думали все по-разному: как жить? Как будем жить? Что в себе воспитывать? Что принимать, что отвергать?
Теперь все живут по-разному: у одних есть машина, у других нет; одни ездят за границу, другие нет; но думают все одинаково (общественную ситуацию оценивают одинаково) («Не надо мне ничего рассказывать, ни в чем убеждать, я все знаю… Чего тут говорить…»).
[1] Сэр Питер Александр Устинов (1921–2004) – британский актёр театра и кино, кинорежиссёр, постановщик опер и драматических спектаклей, драматург, сценарист, писатель, теле- и радиоведущий, продюсер.
[2] Самуил Иосифович Алёшин ( 1913–2008) —драматург.
[3] Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007) — поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма .
[4] Борис Владимирович Павленок (1923–2012) – советский партийный и государственный деятель, первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по кинематографии.
[5] Генрих Аверьянович Боровик — журналист-международник, киносценарист, прозаик.
[6] Александр Борисович Стефанович — кинорежиссёр, писатель, сценарист, актёр.
[8] Роман, написанный Юрием Олешей в 1927 году.
[9] «У моря» («Кабанчик») (1983). Впервые поставлена в конце 80-х.
[10] Сергей Венедиктович Сартаков (1908–2005) — один из высших руководителей СП СССР. Лауреат Государственной премии СССР.
[11] Работник отдела культуры ЦК КПСС.
[12] Георгий Александрович Иванов (1919–1994 – партийный и государственный деятель. В 70–х годах был начальником Управления театров Министерства культуры СССР.
[13] Виктор Васильевич Гришин (1914–1992) — первый секретарь Московского горкома КПСС.
[14] 1983 — спектакль «Картина» по одноименной повести Д. А. Гранина (Малый театр).
[15] Читано в Петербургском Доме искусств на вечере, посвященном памяти И. Ф. Анненского, 14 декабря 1921 года.
[16] Павел Александрович Марков (1897–1980) — театральный критик, режиссёр, историк и теоретик театра, педагог.
[17] 1969 год, издательство «Наука».
[18] Камиль Яшен (1909–1997). – узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель. Лауреат Сталинской премии.
[19] Виктор Славкин, Людмила Петуршевская «Пьесы» (1983). В книгу вошли: «Плохая квартира», «Мороз», «Поезд на Чаттанугу», «Картина» Виктора Славкина и «Уроки музыки», «Лестничная клетка» Людмилы Петрушевской.