23 февраля, суббота. Весь день по радио идет жуткий скандал, связанный с гибелью русского мальчика Максима Кузьмина, усыновленного американцами. Впервые я об этом услышал от Ксении Лариной и Ирины Петровской. Свой рассказ они провели с невероятным журналистским блеском и гражданским пафосом. Почти с каждым их словом я был согласен.
Моя интуиция меня не подвела. Еще несколько дней назад, когда появилось громкое заявление омбудсмена по правам ребенка красавца Павла Астахова. Он обвинил американскую мать в избиении погибшего мальчика, а также в том, что она кормила его недозволенными психотропными препаратами. Я сразу почувствовал, что-то здесь не то с доказательствами. Откуда такие подробности, тем более что, по словам наших властей, американцы не помогают российским властям контролировать, как живут наши в прошлом дети. Дума, будто только и ждала, чтобы сделать эффектный жест, тут же обратилась к конгрессу США — вернуть второго малыша, брата покойного, Кирилла, который был также усыновлен американцами. Не отдадим наших детей и больше не станем отдавать их американцам! Какой здесь поднялся патриотический вой! «Пытки и убийство!» В подтексте, по-моему, было: пусть хоть подыхают, но у нас — «у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока».
В своей передаче Ларина и Петровская буквально раздавили красавца Астахова. Он, по их мнению, занимается исключительно детьми за рубежом, забыв о наших детских домах, приютах и общей картине детства в родном отечестве. Но выяснились новые подробности — это уже о нечистоплотности и стремлении всегда поддержать власть нашей дорогой телевизионной журналистики. Вспомнил о Ксении Собчак, которая, по ее признанию, зарабатывала до двух миллионов долларов в год. На этот раз речь шла о Михаиле Зеленском, который немедленно провел свое шоу «Прямой эфир», отыскав предварительно биологическую мать мальчика. Это определение ставлю, скрепя сердце, потому что мать, это всегда мать. Вот как Википедия пишет о знаменитом ведущем, которого я никогда не любил, ничего не поделаешь — внутреннее чувство. «Михаил Зеленский отличается не только безупречным вкусом, благодаря которому на телеканале «Россия» его называют самым стильным телеведущим, но и своим подходом к выбору автотранспорта. Его первой машиной стало раритетное авто «фольксваген-жук» 1973 года выпуска, а вскоре он сменил его на такой же компактный Mini Cooper».
Ларина и Петровская вскрыли всю подловатую картину этого ток-шоу. Мать Максима Юлия Кузьмина оказалась алкоголичкой, ее дети, которых ее по суду лишили, были от разных отцов, сейчас она живет с парнем, имеющим две судимости. Отец этой Юлии кого-то зарезал или застрелил, ее бабушка, от которой ей достался дом, умерла и при живой внучке мертвая в своем доме пролежала так долго, что ее лицо обглодали крысы. Так вот, как стало известно, некие телевизионщики — вот так делаются новости и приобретаются коллекционные машины — приехали в деревню к этой Ларисе, напоили ее водкой — это все из радио — под диктовку она написала или за нее написали некое письмо президенту. В письме к прокурору Псковского района несчастная и бедная женщина уже «раскаялась, исправилась и сама хочет воспитывать сына». Вернуть ей из Америки сына! Какой прекрасный политический повод, и какой телевизионный сюжет!
К сожалению, этот сюжет и этого ток-шоу я не видел. Но кроме несчастной матери и ведущего с безукоризненным вкусом в нем еще принимали участие и знаменитая писательница Мария Арбатова, и госпожа Мизулина. Я приблизительно догадываюсь, с каким общечеловеческим и патриотическим пафосом выступали две дамы. По мнению Лариной и Петровской, они себя сами и заклеймили. Я полагаю, что все ощущали фальшь ситуации, и она буквально через несколько часов вскрылась. Во-первых, выступая по каналу «Дождь», пресс-секретарь В. Путина Песков призвал не драматизировать ситуацию. Подтексты и карьеристскую суть — для многих — всего происходящего увидели, видимо, и в Кремле. А во-вторых… Я не стану писать о том скандале, который Юлия Кузьмина устроила на обратном пути в поезде. От «раскаялась и исправилась» не осталось и следа.
Уже второй день сижу над текстом Дневников-2012, который надо отправлять в журнал «День и ночь» для Марины Саввиных.
Кадр из фильма "Операция Арго"
Вечером смотрел американский фильм «Дело Арго» — это опять фильм с патриотическим пафосом «Спасти рядового Райана», но материал не последней войны. Это уже Иран — знаменитая история, как вывозили американцев во время штурма американского посольства. Слава Америке, слава ее ФБР!
24 февраля, воскресенье. Уже когда лег спать, то случайно пошевелил кнопками телевизионного пульта: на третьей кнопке — «Секс в большом городе», на второй — «Утомленные солнцем-2». «Секс» — вульгарен и ужасен: знакомые по предыдущим сериям красотки где-то в мусульманских эмиратах. Удачный проект надо тянуть до полной бессмыслицы. Решил взглянуть на продолжение «Утомленных», первую часть я прекрасно помню и знаю, смотрел еще с Валей. В принципе, хотел понять, насколько наша интеллигенция была несправедлива к Никите Михалкову, когда вышла эта его картина. К сожалению, это мое предположение не подтвердилось. Видел, правда, только несколько военных эпизодов. Здесь большой промах с драматургией, военные эпизоды невероятно растянуты и сняты в уже устаревшей манере. Это какой-то социалистический символизм. Если случайно у одного из персонажей на поле боя появляется связка городских ключей, я уже наперед знаю, что потом они появятся в какой-то трагический момент. Если на руке героя часы, то потом и военное поле боя будет усеяно убитыми с часами на руках. Вот оно время с большой буквы. И очень много натуралистических деталей. Когда танки в художественном фильме наворачивают на гусеницы человеческое мясо, то психика сразу начинает себя успокаивать: это бутафория, не беспокойся, это неправда. Есть вариант хуже: а сколько вы, ребята, баранов и коров порубили, чтобы получить художественный эффект?
Сегодня в Ленинграде хоронили Алексея Германа, знаменитого кинорежиссера. Я его помню по писательским встречам в Копенгагене. Вокруг меня все оголяется, все меньше и меньше остается людей, которых я знал и к мнению которых прислушивался.
Особый разговор о рассказах Глеба Гладкова, моего студента, я прочел их рано утром. Здесь так много жестокости, секса, низкого видения жизни, но что говорить мне студенту, когда и я порой эту жизнь так вижу. Другое дело, мне это неинтересно писать. К чему призывать этого мальчика, к следованию за Толстым или Достоевским? Парень очень талантливый, поразительная энергетика. Он из Уфы.
Опять в новостях — убили маленькую девочку в Усурийсске, зарезали, бросили в снег, в сугроб. Опять убийца дает признательные показания. Так что мне говорить Глебу Гладкову?
25 февраля, понедельник. Давно я не пользовался своей старой рубрикой «Современный анекдот». Вечером вчера позвонил мой старый знакомый Семен Кожин, который уже давно судится с бывшей женой. Здесь не только дочь, но и имущество — в квартире бывшей жены остались его дорогие картины, и как человек небедный он должен будет платить большие алименты дочери. В связи со своим процессом Семен рассказал два анекдота об адвокатах.
Вставляю эти анекдоты в связи с многочисленными судами, о которых постоянного говорит радио. Сколько денег, в том числе и разграбленного «Оборонсервиса», уйдет в их выхоленные руки? Итак, первый анекдот: «Встречаются два вампира и делятся своими производственными навыками, причем один другому говорит: «Главное, оставить клиента живым. Мы ведь не адвокаты, чтобы высасывать все!» Второй анекдот. «Пожилой еврей-адвокат передает свое бюро сыну, делится производственными приемами. Окрыленный доверием сын через неделю прибегает к отцу: «Дорогой отец, тот процесс, который ты вел десять лет, я сегодня, наконец-то выиграл!» Умудренный жизненным опытом отец укоризненно смотрит на сына: «Но этот процесс десять лет нас кормил!»
Опять весь день сидел за редактурой куска Дневников для Красноярска. Вечером пошел в Театр киноактера. Несколько дней назад мне позвонила Инна Макарова. Исполняется 65 лет со дня выхода в свет «Молодой гвардии» — не приду ли я на вечер в Театр киноактера? Среди прочего было сказано, что будет кто-то из Луганска. На это я и соблазнился. В принципе, не пожалел. Собрался народ очень пожилой, полный зал. Видимо, пригласительные билеты распространяли через ветеранские организации. Инна одна осталась из всей молодой группы фильма «Молодая гвардия». Уже ушли и Иванов, игравший Олега Кошевого, и Нонна Мордюкова, и Ляля Шагалова, и Сергей Гурзо. Это был вечер — бенефис самой Инны Владимировны. Но выпорхнула она в коротком, синего тяжелого шелка платье, почти совсем молодой и легкой. Хорошо и точно рассказывала, в некоторых моментах своего рассказа это была подлинная народная артистка СССР! Впрочем, иногда Инна увлекалась своей жизнью, чуть позабыв о трагической истории замечательной советской молодежи в войну. Ну, из луганских было только начальство.
Продолжение следует...