Развивать детскую самостоятельность важно буквально с первых дней пребывания ребенка в школе. Иначе в средних и старших классах будет крайне сложно побудить ученика к самостоятельным решениям и поступкам. Однако бывают ситуации, когда самостоятельные действия ученика ставят учителя перед необходимостью изменить
или скорректировать его поведение. Но именно в подобных случаях особенно важно не подавить, а по возможности поддержать в ребенке ростки инициативы.
Без объяснения причин и следствий
Какие средства педагог выбирает для коррекции поведения? Нередко это: замечание, окрик, запрет и манипуляция.
Конечно, выбор средств зависит от конкретного учителя. Есть достаточно учителей, которые выбирают другие способы, например, стараются договориться или используют метод «неотвратимых последствий». Но общая закономерность такова: чем авторитарнее педагог, тем больше он дает детям указаний без объяснения, зачем это нужно или к чему это может привести: «Положи на место», «Не бегай!», «Прекрати!», «Не смей!», «Надо делать так». Чтобы усилить эффект, указание делается повышенным тоном. Когда же замечания и окрики не помогают, используются манипуляции. Простейший пример манипулирования: «Давай с тобой договоримся: ты не будешь шуметь на уроке, а я не стану тебя вызывать». Заметим, что манипуляцию нетрудно отличить от настоящий попытки договориться. В первом случае педагогу все равно, какие последствия будут иметь его действия для ребенка. Главное: решить собственную проблему, т. е. сделать так, чтобы «это» немедленно прекратилось.
Нередко учителя оправдывают подобное воздействие на ребенка тем, что это делается «для его же пользы». Хотя на самом деле такого рода «дисциплинарные меры» отрицательно сказываются на личности ребенка. Ведь, по сути, запрет без объяснения, а главное, без проявления интереса к истинной причине поведения ребенка несет в себе посыл: «Мне не важны твои желания и чувства, и вообще я к тебе безразличен». Это оказывает сильное негативное влияние на мировоззрение ребенка, особенно в начальной школе. У растущего человека складываются определенные представления о том, чего ждать от внешнего мира, об отношениях с авторитетными взрослыми, о нормах взаимодействия между людьми. В результате ребенок становится закрытым для доверительного общения со взрослыми, не говоря уже о том, что он чувствует себя крайне некомфортно.
Некоторые учителя говорят, что не видят иного способа изменить поведение ребенка.
На наш взгляд, решать эту задачу стоит не путем замечаний и запретов, а с помощью позитивных сообщений.
Побуждая к активности
Существуют два разных типа ситуаций, когда воспитатель и учитель должны корректировать поведение ребенка.
К первому типу относятся ситуации, когда последствия действий ребенка не слишком тяжелы или вызваны его ошибкой (например, ситуации, связанные с ошибками на занятиях, неудачей в какой-либо деятельности или попытками сделать
Например, если ребенок не смог сделать что-либо по вашей просьбе, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты! Не смог сделать такую простую вещь!»
Не очень хорошо также, если педагог, ничего не сказав ребенку, попросит о том же другого ребенка или сделает это сам. Но не стоит и отделываться от ребенка фразой типа: «Ну ладно, ничего страшного». Позитивным в этом случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе! Ты очень старался». А также: «Уже гораздо лучше!», «У тебя обязательно получится», «Попробуй еще», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно».
Три шага к изменению
Совершенно иное дело, когда последствия поступка ребенка затрагивают других людей (например, действия, связанные с опасностью для самого «проказника» и других детей). Тут уже педагог встает перед необходимостью пресечь социально опасные действия. Это первое, что нужно сделать. А вторая задача: постараться изменить поведение ребенка. Чем здесь могут помочь позитивные сообщения и какими они должны быть?
Схема эффективной педагогической реакции была предложена доктором Дж. Кларком. Она включает в себя: описание произведенного ребенком действия; описание возможного и неизбежного результата этого действия; предложение альтернативного варианта поведения. Подчеркнем, в структуру позитивного сообщения непременно должны войти все три звена. Особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ребенку другой вариант поведения в этой ситуации. В общем виде схема выглядит следующим образом:
Когда ты делаешь
Может случиться, что…
Лучше…
Быть открытым к ситуации
Приведенный выше алгоритм дает возможность педагогу изменить профессиональную позицию. Не брать на себя роль третейского судьи (выяснение, кто прав и кто виноват, почти никогда не дает положительного результата) и не устраняться от ситуации (мол, разбирайтесь сами), а попытаться встать на путь конструктивного разрешения проблемы. По крайней мере начать движение в эту сторону. Это очень важно сделать, но сразу оговоримся, этого недостаточно.
Самое главное, чтобы в центре внимания был ребенок, а не собственные задачи педагога. Дети очень хорошо чувствуют, что стоит за действиями учителя: он действительно хочет им помочь или решает свои проблемы.
Если педагог будет «автоматически» следовать алгоритму доктора Дж. Кларка, эффективный педагогический прием очень скоро превратится в обычную манипуляцию. Возможно, он позволит выйти из положения раз, второй, а на третий раз — перестанет работать.
Техника — это всего лишь техника. Чтобы предложенная схема заработала, надо найти адекватные конкретным разворачивающимся «здесь и сейчас» событиям слова и точную интонацию. Но если учитель не будет
Елена Юдина