18+

Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Амазонки серебряного века. Поликсена Соловьева и Зинаида Гиппиус

Поликсена Соловьева (1867-1924), создававшая и стихи, и прозу. Также она проявляла себя как певица и художница. Она была лесбиянкой и при этом отличалась маскулинность. Это подтверждает Кирсти Эконен, отмечая, что мужская одежда Соловьевой, которая согласуется с ее маскулинным лирическим субъектом и ее маскулинным псевдонимом (А. Меньшов), находится в одном ряду с ее лесбийской сексуальной ориентацией. (Эконен К. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 400 с.) О широте таланта Соловьевой свидетельствует возглавляемое ею издательство детской литературы "Тропинка" и одноименный детский журнал, который она издавала с конца 1906 по 1912 год совместно со своей возлюбленной, детской писательницей Натальей Ивановной Манасеиной. В этом журнале увидели свет многие стихи, рассказы и пьесы Соловьевой. (Джованна Спендель. Строительницы струн: женщина, творчество, литература. - СПб, "Петербург - ХХI век", 2007 г.- С. 42) Издательство "Тропинка" выпустило более 20 детских книг Соловьевой. Деятельным сотрудником журнала, в качестве бесплатного корректора, была мать Александра Блока Александра Кублицкая-Пиоттух.
 


Портрет Поликсены Соловьевой (фрагмент). 1880-е гг. Худ. Николай Ярошенко

Первый сборник стихов Соловьевой вышел в 1899 году, последний - за год до смерти. Она не публиковала свои произведения в символистских журналах, но по тематике и мировосприятию их можно отнести к символизму. Поэтесса жила с женщиной - литератором Наталией Манасеиной. Поликсену также воспринимали через причастность к известному писателю - философу Владимиру Соловьеву, который был ее старшим братом. По воспоминаниям Зинаиды Гиппиус (1869-1945), Соловьева "терпеть не могла, чтобы, знакомя кого-нибудь с ней, прибавляли "сестра Владимира Соловьева". Гиппиус цитирует ее реплику: "оттого, что мой брат "обыкновенный необыкновенный человек" - еще не следует, что я не могу существовать и сама по себе". (Зинаида Гиппиус: Чего не было и что было: неизвестная проза 1926-1930 годов. Санкт-Петербург: Росток. 2002 (Ст. "Поликсена Соловьева" на с. 247-357.) Долго время она пребывала в забвении, и лишь в недавнее время о ней начали вспоминать. В последние годы творчество Соловьевой заинтересовало исследователей: первая монография о ней вышла в 2002 году.(Эконен К. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 400 с.)
 

Иннокентий Анненский в своем обзоре "О современном лиризме", опубликованном в журнале "Аполлон" в 1909 году и в котором рассматривается творчество женщин-поэтов, проводит параллель между Соловьевой и Гиппиус. Сексуальность Гиппиус была достаточно необычной, она отличалась маскулинностью, однако при этом была бисексуальна, состоя в отношениях и с мужчинами. (В соответствии с бытовавшими в России анекдотами (или "формально закрепленными слухами", по терминологии Эл. Маркс), о Гиппиус сплетничали, что она "по своей психологии - гермафродит". Об этом пишет Татьяна Мамонова (Т. Mamonova. Russian Women’s Studies: Essays on Sexism in Soviet Culture. Oxford, 1989, p. 130). В контексте медицинских теорий и декадентских стереотипов Серебряного века, согласно которым "мужеподобная" лесбиянка - это что-то вроде гермафродита или особы "третьего пола", такие слухи о Гиппиус звучат как намеки на бисексуальную ориентацию.

Анненский сразу выделяет ее особо и говорит о ней с большим уважением, называя ее "поэтессой первого призыва". Потом он объединяет Гиппиус и Соловьеву на основании того, что их поэзия звучит от лица мужчины: "З. Н. Гиппиус пишет про себя в стихах не иначе, как в мужском роде"; "В мужском роде пишет про себя и другая поэтесса Allegro" (Любопытно, что псевдоним "Аллегро", избранный Соловьевой, по-русски звучит как существительное среднего рода. В редакционном предисловии к подборке ее стихотворений, изданной в советское время, говорится, что сама поэтесса объясняла этот псевдоним стремлением возместить тот недостаток жизненной энергии, который она в себе ощущала (Поэты 1880- 1890-х годов. Л., 1972, с. 357).

В любовной лирике Гиппиус мужчина - лирический герой часто используется для того, чтобы замаскировать лесбийские чувства автора Так обстоит дело и в стихотворении "Баллада", посвященном - не с любовными, а сестринскими чувствами - Поликсене Соловьевой. В нем говорится о "невозможной" любви лирического героя к русалке. Анненский цитирует следующую строфу:

Я зверь для русалки, я с тленьем в крови.
И мне она кажется зверем...
Тем жгучей влюбленность: мы силу любви
Одной невозможностью мерим.

 


Портрет Зинаиды Гиппиус (фрагмент). 1906 г. Худ. Лев Бакст

Гиппиус вообще использовала маскулинный лирический субъект в своей поэзии и различные маскулинные авторские маски. В литературной критике она использовала мужские псевдонимы. Ее женский пол был проблемой не только для нее, но также для критиков и историков литературы, которые пытались оценивать ее творчество. Характерным для восприятия Гиппиус является высказывание литературоведа и переводчика Дмитрия Святополка-Мирского (1890-1939). Утверждая, что Гиппиус является более значительным автором, чем ее супруг, а также почти равной с ним в творческой активности и многосторонности, Мирский говорит, что "[с]амые выдающиеся черты творчества Гиппиус - редкие в женщине сила ума и остроумие. Вообще, за исключением некоторой переутонченности и своенравия блестящей и избалованной кокетки, в ней мало женского." (Д. Святополк-Мирский История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск: Свиньин и сыновья. - 2005, 739).
 

В целом, по словам Саймона Карлинского, в интеллектуальных и художественных кругах Серебряного века Гиппиус была хорошо известна своей проповедью "андрогинного и психологического унисекса" (Karlinsky, "Literature and History", p. 3), а Соловьева - лесбийской ориентацией. То, как Анненский преподносил этих лесбийских поэтов, могло приятно щекотать нервы посвященных и в то же время поддерживать в поэтах иллюзию, что их лесбианство остается тайной.

Источник
.

232


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: