В юности Андрей Макаревич считал, что исполнение джаза – это привилегия каких-то недосягаемых «настоящих» музыкантов. Это отношение не изменилось даже тогда, когда Андрей со своей «Машиной времени» был на пике популярности, причём такой, которая не снилась в стране никому из джазменов. Вряд ли музыкант тогда мог представить, что после пятидесяти начнёт играть свои хиты в джазовых обработках и соберёт несколько джазовых ансамблей – «Оркестр креольского танго», «Идиш-джаз» и т.д. Снобы это всё за джаз не считают, зато публике нравится.
Очередным джазовым проектом Макаревича стал Yo5. Это камерный формат, всего пять музыкантов, каждый из которых сам по себе почти что человек-оркестр. В Yo5 играют Андрей Макаревич (гитара, вокал), Евгений Борец (клавишные), Сергей Хутас (бас), Давид Ткебучава (барабаны) и Тимур Некрасов (духовые). Дебютный альбом проекта записан за один день на тон-студии «Мосфильм». В него вошли девять песен Андрея Макаревича (как с дисков «Машины времени», так и с сольных пластинок) в очередных джазовых версиях.
Наименьшему «редактированию» подверглась песня «Старый корабль» - как говорится, «он сразу вышел хорошо» и оказался чуть ли не самой джазовой вещью среди классических композиций «Машины». Остальные произведения, среди которых «Эпоха большой нелюбви», «Она идёт по жизни смеясь», «Паузы», «Перекрёсток», «Однажды мир прогнётся под нас» и др., переработаны очень заметно. Так, «Однажды…» представлена в восьмиминутной (!) версии, в рамках которой проявила себя вся великолепная пятёрка музыкантов – знакомые вещи обогатились импровизационными соло, то задумчивыми и почти фоновыми, то заставляющими вообще забыть про оригиналы. Собственно, единственная проблема восприятия этих версий – в том, что виртуозные инструменталы не всегда стыкуются с вокалом Макаревича. Ещё раз проговорю: это не проблема Макаревича, а проблема слушательского восприятия. Андрей Вадимович спел все партии заново – в более мягком и зрелом по сравнению с прежними версиями ключе. Но память всё время подсовывает старые намертво прилипшие варианты, поэтому новые время от времени вызывают приступы тревоги: «Зачем тут саксофон? Ну хорошо, пусть будет, ладно. А голос зачем? В старой песне не было никакого саксофона, да и голос звучал не так. Саксофон хорош, и песня хороша, но вместе им не сойтись. В огороде бузина…» и т.д. Сверхзадача музыкантов – сломить это невольное сопротивление консервативного слушателя. К задаче Yo5 подходят основательно, спокойно и без кавалерийских наскоков: от номера к номеру лёд тревожного недоверия подтаивает, инструменталисты не позволяют себе резких шагов, но постепенно обволакивают публику гармонией и обаянием. И вот уже голос Макаревича в нашем сознании перестаёт выбиваться из этой звуковой картины, а обретает статус ещё одного инструмента. К тому же не надо забывать, что именно Андрей Вадимович сочинил эти песни, которые, как в очередной раз доказывает нам этот альбом, способны отлично выглядеть в самых разных обработках.
Алексей Мажаев, InterMedia