Доморощенного политического юмора до зимы 2011-го практически не существовало даже в подполье, за которое многие принимают интернет. Изредка мелькали карикатуры на тандем, позаимствованные из западных газет. Пока в декабре неожиданно не прорвало...
Народное творчество внезапно закипело и забурлило под Новый год - сотни и тысячи людей начали рисовать карикатуры и плакаты, петь песни, сочинять анекдоты.
Филологи, двадцать лет рыдающие от безделья, этой зимой с ног сбились и ноги на митингах отморозили.
ПРОФЕССОРА И РЕВОЛЮЦИЯ
На митинги приносили на палках белые тапочки, плакаты с добрыми пожеланиями к нынешней власти: «Вас уже ждут Гусинский и Березовский», «Пожизненный ЦИК с гвоздями», «ОМОН, возьми меня!» (плакат девушки), «Хиллари заплатила мне натурой!» (плакат юноши), «Вам не нравится мой ЦИК? Тогда идите в мой суд!», «Правителей, как прокладки, надо менять регулярно, иначе присыхают».
Филолог Михаил Алексеевский подробно проинтервьюировал на митингах шестьдесят человек с плакатами. И сам постоял - чтобы понять, чем ощущения у человека с плакатом отличаются от ощущений человека без плаката: «Человек с плакатом (особенно остроумным) неизбежно чувствует себя не рядовым, а привилегированным участником мероприятия: на него все проходящие мимо обращают внимание, его много фотографируют, нередко говорят комплименты и слова поддержки. Считается, что толпа безлика, аморфна и беспорядочна, так как каждая индивидуальность становится в ней частью человеческого биопланктона. Однако самодельные плакаты стали отличным способом индивидуального самовыражения, дали возможность всем желающим выделиться из толпы».
Алексеевский проанализировал плакаты на московских митингах и сравнил их с плакатами участников акций протеста в других странах. Сравнение оказалось в нашу пользу, хотя россияне в этом деле новички. У тех же «захватчиков Уолл-cтрит» плакаты намного примитивнее: американцы и европейцы практически всегда изготавливают плакаты от руки, пишут на них не слишком остроумно. Несмотря на то что 33% россиян делали плакаты накануне митинга, а половина - вообще в день митинга, на российских плакатах ученые заметили намного больше содержательности, шуток, графических картинок. В отличие от иностранцев половина россиян печатает плакаты на компьютере, причем случаи перепечатывания из интернета готовых плакатов-макетов на митингах оппозиции не замечены.
По мнению Михаила Алексеевского, российские митинги наиболее похожи на уличные протесты в Сербии конца 1996 - начала 1997 г., направленные против президента Слободана Милошевича. Тогда основу митингующих составляли студенты.
ПОДПОРТИЛИ САКРАЛЬНОСТЬ
Главный российский специалист по политическому анекдоту, историк Михаил Мельниченко, написавший в соавторстве книгу-исследование «Анекдоты про Сталина», уверяет: политический анекдот процветал даже при «отце народов», а вот при Ельцине практически умер. Когда стало можно смеяться над властью, всем это уже было не интересно. «В эпоху свободы слова жанр анекдота остается для табуированных тем - секса и национального вопроса», - говорит историк.
Вообще политический анекдот как жанр появился в России в 1905 году, и большая часть его существования пришлась на СССР. Есть распространенное заблуждение, что анекдотов при Брежневе было больше, чем при Сталине. На самом деле анекдотов о Сталине историками было найдено не меньше, чем о Брежневе, только вот находили их в основном в архивах КГБ - анекдоты про Сталина рассказывали в основном... на допросах.
- Что такое правый уклон в партии?
- Лицом к селу.
- Что такое левый уклон?
- Лицом к городу.
- Что такое сталинская генеральная линия партии?
- Ни к селу, ни к городу.
НАД ЧЕМ СМЕЯЛИСЬ ВО ВРЕМЕНА «ОТЦА НАРОДОВ»
Сталин подошел к портрету Ленина и мечтательно спросил:
- Ильич, Ильич, что будет с нами?
- Меня снимут, а тебя повесят, - ответил Ленин.
* * *
Пушкин на приеме у Сталина.
- На што жалуэтссь, таварищ Пушкин?
- Жить негде, товарищ Сталин...
Сталин снимает телефонную трубку:
- Моссовет! Бабровныкова мнэ! Таварищ Бабровныков? Тут у меня сыдыт таварищ Пушкин, штоб завтра была у него самая лучшая квартыра!
- Што ешо у вас, таварищ Пушкин?
- Не печатают меня, товарищ Сталин...
Снова Сталин снимает трубку:
- Саюз писатэлей! Фадэева мне! Таварищ Фадэев! Тут у меня сыдыт таварищ Пушкин, штоб завтра напэчаталы его самым балшым тиражом! Пушкин благодарит и уходит. Сталин снова снимает трубку:
- Таварищ Дантес? Таварищ Пушкин уже вышел!..
* * *
- Какая разница между Индией и Россией?
- В Индии один человек голодает во имя всех людей, в России весь народ голодает во имя одного человека.
* * *
Заспорили врач, инженер и коммунист, кто был первым человеком на Земле.
Врач:
- Я был первым человеком, ибо без меня нельзя было бы из ребра Адама сделать Еву.
Инженер:
- Нет, я был первым, потому что без инженера нельзя было построить мир из хаоса.
Коммунист:
- Вы оба ошибаетесь, потому что не будь коммуниста, как создался бы хаос?
Анекдот же в современном понимании этого слова (то есть смешной анекдот) появился в начале XX века в результате смешения разных жанров - притчи, лубка и еврейского фольклора. По мнению ряда историков, династия Романовых как раз и продержалась у власти так долго из-за того, что над ней абсолютно никто не смеялся, и на протяжении 300 лет династии удавалось сохранить свою сакральность. Пока в русский язык не пришел еврейский юмор.
Причем евреи смеялись в первую очередь над собой - большинство антисемитских анекдотов вначале были придуманы на идише и уже потом переведены на русский. «Сидят за столом шесть комиссаров. Что под столом? Двенадцать колен израилевых».
Умение над кем-то посмеяться сразу же перехватили большевики, которые догадались: из анекдота можно сделать мощное орудие политической борьбы.
По мнению Михаила Мельниченко, белогвардейские анекдоты народ не принял из-за того, что они были недостаточно смешны и слишком злы. Зато сами большевики очень быстро научились смеяться над собой.
Встретился на том свете Николай II с Лениным: «А что, Ильич, водку продаете?» - «Продаем». - «А сколько градусов?» - «38». - «И стоило же из-за двух градусов такую заваруху устраивать!»
ТАИНСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ КГБ
Официальная наука считает: чем больше власть закручивает гайки, тем сильнее потребность в юморе. Якобы юмор способствует выпусканию пара. Пока народ шутит, он не возьмется за топоры. Но практика показывает: все равно возьмется, хотя «в целом в условиях прессинга с анекдотами можно просуществовать значительно дольше», уверен Михаил Мельниченко. Была даже легенда: якобы при Брежневе для придумывания анекдотов держали целый отдел КГБ, чтобы народ забавлять и расслаблять. В частности, таинственному отделу КГБ приписывали такой стишок:
У моей подруги в попе Разорвалась клизма, Ходит, бродит по Европе Призрак коммунизма.
Вроде бы весело, и для Леонида Ильича нисколько не оскорбительно. Но народный анекдот был, конечно, злее и ироничнее.
Брежнев провожает в аэропорту иностранного политика. Долго его целует на прощание, наконец тот улетает. Брежнев промакивает глаза платочком. Ему говорят: - Ну что вы, Леонид Ильич! Как политик он совершенно ничего не значит! - Как политик, может, и не значит... Зато как целует!
Филологи уверяют: появление революционного анекдота всегда приводит к появлению анекдота контрреволюционного. Сейчас - такая же тенденция: стоило появиться анекдотам, высмеивающим тандем, так сразу же пошла волна анекдотов про оппозицию. Например:
Идут студенты по Химкинскому лесу, смотрят - сидит Чирикова с бензопилой, отдыхает, а за ней здоровенная просека. - Ты, - говорят, - чего, лес же? - Не до леса сейчас, - говорит им Чирикова. - Нам тут шествие согласовали.
ЧАСТУШКА ПОЧИЛА В БОЗЕ
Современный политический фольклор сильно отличается от фольклора советского: если в ту пору центральное место в фольклоре занимали анекдоты, то теперь они уступают фотожабам и плакатам, которые наравне с видео более удобны для восприятия. Сходит на нет и политическая частушка. «По телевизору нам показывают каких-то дурацких пародистов с частушками, но народ-то частушек не поет», - говорит Михаил Мельниченко.
Политический фольклор считается верным способом укрепления внутригрупповой солидарности. Пусть это даже солидарность любителей сказок советских писателей.
У здания Центризбиркома прошла акция протеста против нечестных выборов с лозунгом «Чуров, побрей бороду». «Не дождутся, - подумал старик Хоттабыч. - Они хотят, чтобы я стал бессилен, как ребенок!» За прошедшие годы он привык к современному ритму жизни, стал носить европейский костюм и поменял фамилию. И только Вольку никак не мог привыкнуть называть Владимиром Владимировичем...
Аделаида Сигида "Мир новостей"