Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Анна Меликян: «Я пою о том, что вижу»

Интервью с обладательницей премии «Золотой орёл»

Фильм «Про любовь» режиссёра Анны Меликян, удостоенный главного приза фестиваля «Кинотавр», зрители увидели лишь спустя полгода после триумфа, а в конце января картина получила премию «Золотой орёл» как лучший игровой фильм года. Дважды триумфаотр, недавно отпраздновавшая сорокалетний юбилей, рассказывает о красоте, импровизации, социальных сетях и об экранной привлекательности Москвы.
Дмитрий Городецкий, редактор сайта

У вас в фильме «Про любовь» Москва получилась если не открыточной, то уж точно какой-то сверхдружелюбной, праздничной. Вы специально город старались приукрасить?

Мне, честно говоря, даже странно: все обратили внимание на то, какая там Москва красивая. Задача показать город привлекательным была только в одной новелле, той, где зрители все видят глазами японской девушки-туристки. Во всех остальных случаях мы ничего специально не делали, более того, я себя даже чувствовала свободней, чем на других проектах. Обычно же мы выбираем локейшн, а здесь все снималось быстро, за 25 дней. Мы просто выходили, смотрели по сторонам и думали: «Так, куда мы пойдем? Ну, выйдем вот сюда на ближайшую улицу...» Была техническая необходимость — выбирать объекты поближе друг к другу, чтобы много не перемещаться по городу. А в итоге такой резонанс - «Какая у вас Москва невероятно красивая!»

Между тем, героиня Снигирь, скажем, живет с видом на третье кольцо в какой-то ужасной квартирке. У героев новеллы про косплей жилье тоже очень скромное. Да, мы и Сити показываем — потому что герой Машкова работает в Сити. Героиня Ренаты Литвиновой приходит на Бутиковский, потому что это история про богатого мужчину, который живет на Бутиковском. Я просто двигаюсь за историей, не преследуя цели сделать Москву привлекательной.

Ту же «Стрелку» мы выбирали не из-за красоты. У нас в фильме сквозная линия — Рената Литвинова читает лекцию, нам нужна была подходящая площадка. Я просмотрела массу объектов и потом вдруг в Интернете случайно увидела, что на «Стрелке» проходят лекции, я раньше этого не знала. И на фото была буквально наша мизансцена. Я сама очень люблю воздух, и открытая площадка меня привлекла: лето, можно просто выйти на улицу, и пусть там будет солнечно или пасмурно, но это сразу же даст в кадре какую-то жизнь. А жизни хотелось, поэтому мы на лекцию на «Стрелке» позвали не актеров, а обычных людей. То есть это не массовка, мы просто дали объявление в Facebook. Там есть, конечно, и студенты актерских вузов, которым интересно было побывать на съемках, но вместе с ними сидят самые разные люди. Я же разговаривала с пришедшими, там были врачи, юристы, представители разных областей. Я им дала полную свободу, они могли задавать вопросы Ренате. Хотелось, чтобы было живое общение. Лучшие моменты появились благодаря импровизации. Вот Рената, например, спрашивает, что такое любовь, и они дают ответы – это же их реплики, от меня они тексты не получали. Конечно, я как опытный режиссер подготовилась, там были и засланные казачки с готовыми ответами, но именно они не вошли в финальный монтаж. Живые ответы оказались интереснее заготовленных.

Давайте к теме красоты вернемся: у вас в новом фильме «Про любовь» Цыганов буквально одержим внешней красотой, в предыдущей ленте «Звезда» главная героиня видела в жизни единственную цель — исправить собственную внешность с помощью пластики. Почему вас такие персонажи привлекают?

Послушайте, изначально «Звезда» была историей про девочку, которая не может понять свое предназначение, свой истинный талант. Мне хотелось показать героиню, в которой море добра и энергии, которая может сделать этот мир лучше. В людях, оказавшихся рядом с ней, раскрываются неожиданные способности, то есть в каком-то смысле она муза для этих персонажей. Она может многое, но сама этого не видит, вместо этого вбивает себе в голову что-то, не имеющее к ней отношения: она решила стать актрисой. Мне было важно показать, что актриса она бездарная, у нее нет данных в этой области. Но разве можно что-то доказать человеку? И вот она упорно идет к своей цели. Занималась бы детьми или благотворительностью – получала бы ответную энергию, возможно, была бы счастлива. Но нет, она зациклилась на ерунде. Такая идея была изначально, но когда мы сняли фильм, выяснилось, что получилось глубже: это кино о каждом миге, о мечте, о том, как человек проживает свою жизнь. Если каждому из нас сегодня точно назвать дату смерти, качество жизни изменится. Ведь нам всем кажется, что впереди у нас вечность. А героиня «Звезды» знает: ей остался год. И она делает то, что хочет – в данном случае уже даже не важно, что именно. Пусть нам всем кажется, что ее мечта идиотская, но нас это не касается. Это ее мечта, она должна ее осуществить. Может быть, это знак всем зрителям: следуйте за мечтой, не оглядывайтесь на тех, кто говорит: «Это глупо». Видите, я начала съемки с одного, но в конце пришла к другим смыслам, которые, пожалуй, важнее первоначальных.

Сюжеты некоторых новелл в «Про любовь» - такие, про которые обычно говорят: «Нарочно не придумаешь». Как идеи генерировались?

История с Литвиновой в какой-то версии существовала у моего соавтора Андрея Мигачева. Правда, у него все было очень сложно: девушка, которая в новелле присутствует, оказывалась роботом. Это был сюжет о совершенной женщине, но я всю фантастику вычистила.

Анимешников мы с соавтором однажды увидели живьем — они кучкой выходили из клуба, и это было очень красиво, как шоу какое-то. У нас к тому времени уже была японская новелла, мы подумали: как интересно, что японцы любят Достоевского, Тарковского и вообще Россию. Было бы здорово придумать новеллу про русских ребят, которые фанатеют от японской культуры и считают, что все наше — это как-то скучно. Если бы не было японской новеллы, возможно, не родилась бы и эта история. А вдвоем они дают какой-то правильный смысл.

Есть ли у вас в фильме «Про любовь» любимые персонажи?

Все персонажи мне по-своему нравятся. Есть новеллы, которые мне ближе, понятней, в них больше меня. Как раз та самая «Про красоту» с Женей Цыгановым. Она, может быть, менее смешная, я не придумывала ее специально как комедийную.

Как подбиралась музыка для фильма?

Мне хотелось, чтобы это было не просто кино для молодежи, а в какой-то степени просветительски-информационная картина. Чтобы зрители, пришедшие в кино, не просто похихикали, но и вынесли какие-то научные знания. Чтобы молодые люди вышли из зала, обсуждая полученную информацию. Для этого в фильме есть лекция Ренаты о любви. С другой стороны, мне хотелось, чтобы кино выглядело как целый информационный портал, чтобы возникали страницы из «Википедии», титры, ссылки. Чтобы когда играют группы – по изначальной задумке новые и малоизвестные, – на экран выводилась информация о них. Такой своего рода интерактивный фильм. Но когда ты делаешь кино, многое по дороге отпадает или меняется. В итоге у нас в фильме и Ёлка, и Noize MC, и Земфира. Но какие-то идеи сохранились, мы музыкантов представляем карточками, и в ленте присутствуют группы, о которых не многие знают.

Песни я сама отобрала, но у нас, конечно, был и музыкальный редактор, который давал мне очень много всякой музыки.

В фильме выступления музыкантов как раз из-за титров и манеры съемки выглядят как клипы. У вас никогда не возникало желания какой-нибудь группе полноценный видеоклип снять?

Ну, само по себе желание, наверно, возникнуть не может. Мне пока не предлагали. Было бы удачное предложение — мне было бы интересно: для меня клип — это тоже короткометражный фильм, а я такой формат очень люблю.

Как у вас складываются отношения с соцсетями?

Я хорошо отношусь к соцсетям. Я занимаюсь кино, и для меня это очень живой процесс. Все-таки жить приходится не на отдаленной планете в одиночестве, а среди людей, в социуме. Когда я снимаю — отображаю жизнь. Может, если бы я занималась историческими фильмами, мне соцсети были бы не нужны, но я пою о том, что вижу. Рассказывая о сегодняшних молодых героях, закрываться от соцсетей было бы очень странно. У меня есть и Facebook, и Instagram, но мне ближе позиция наблюдателя. Оба ресурса являются источниками информации, очень часто я даже лица людей там нахожу. При этом мне интересно, как соцсети устроены и как связь с ними можно отразить в кино. Поэтому фильм «Про любовь» снят в стилистике Instagram.

Расскажите о том, над чем вы работаете прямо сейчас, и о дальнейших планах.

У меня недавно случился неожиданный сериальный опыт, я сняла для канала ТНТ пилотную серию «Квартета». В эту работу я включилась, как только показала «Про любовь» на «Кинотавре». Ленту я сейчас готовлюсь выпустить, серию «Квартета» параллельно монтирую, есть еще активная продюсерская деятельность, то есть период выдался напряженный. А чтобы появилось новое кино, нужен период накопительно-созидательный. Но у меня уже есть ощущение темы следующего фильма, чему я рада. Мне кажется, это уже немало. Но обсуждать фильм я, конечно, пока не хочу, там непаханное поле. Надо начать читать, думать, копать информацию…

Между «Русалкой» и «Звездой» вы взяли продолжительную паузу, а между «Звездой» и «Про любовь» лежит интервал всего в один год. Почему так получилось?

Не бывает никаких правил, жизнь раз — и пошла вот так. Кто знает, как на этот раз получится? Может быть, опять получится гигантский накопительный период, но мне бы этого не хотелось. Мне очень нравится снимать, я сейчас это почувствовала, вошла во вкус.

Только сейчас?

Да, потому что мне казалось, что я могу не снимать, а, например, просто продюсировать, что это тоже кино. Но на самом деле это около кино. По-настоящему ты имеешь отношение к кино, только когда сам его создаешь, а создаешь ты его только как режиссер. Пусть наши любимые продюсеры говорят, что кино — искусство продюсерское, что они главные люди. Я, побывав в шкуре и продюсера, и режиссера, знаю точно: главный человек — это режиссер.

Сергей Оболонков
Источник: kino-teatr.ru

 

636


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95