Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Аплодисменты запрещаются

ЕКАТЕРИНА тоже получила звание домашней учительницы. По арифметике. Училась, видимо, прекрасно. На экзаменационном листе под номером 577, который хранится в архиве, в Деле канцелярии попечителя московского учебного округа, – резолюция преподавателя:

«Редко приходится читать такие прекрасные работы». Естественно, оценка – 5.

А  вот  и  Свидетельство,  выданное  моей  бабушке  15  ноября 1903 года:

«Дано сие девице Екатерине Ивановне Розенблат в том, что она, как из представленных документов видно, подданная Рос­ сийской Империи, дочь мещанина, родилась 8 февраля 1886 года и крещена в веру Христианскую Православного исповедания; образование получила домашнее. Вследствие поданного ею про­ шения о желании вступить в домашние учительницы и по рассмо­ трению представленных ею удостоверительных свидетельств, которые найдены удовлетворительными, допущена была к испы­ танию в испытательном комитете московского учебного округа и оказала в арифметике отличные сведения и, сверх сего, в при­ сутствии испытателей с успехом дала пробный урок по означен­ ному предмету. А потому ей, Розенблат, дозволено принять на себя звание ДОМАШНЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ с правом преподавать вышеупомянутый предмет со всеми выгодами и преимущества­ ми, присвоенными  означенному званию,  поскольку оные  к ней относиться могут. В удостоверение чего дано сие Свидетельство за надлежащим подписанием и с приложением большой печати канцелярии попечителя московского учебного округа».

Свидетельство подписал попечитель московского учебного округа, действительный статский советник и кавалер П. Некрасов; правитель канцелярии – Е. Михайлова.

Правила работы:

  • На точном основании параграфов 25 и 26 высочайше утвержденного 1-го июля 1834 года Положения о домашних учителях, при определении в частные дома для воспитания детей, также при переходе с сею же целию из дома в дом и при переезде для постоянного жительства из одной губернии в другую предъявлять настоящее Свидетельство директору училищ и уездному предводителю дворянства тех мест, где водворится; в противном же случае, время это, хотя бы они находились при должности, не будет зачтено им в действительную службу, и по силе параграфа 32 того же Положения сделано будет распоряжение об обращении их в первобытное состояние с вытребыванием обратно настоящего Свидетельства.
  • Согласно параграфу 9 дополнительных правил о домашних наставниках и учителях, утвержденных Министерством Народного Просвещения 2-го августа 1834 года, представлять директору училищ с окончанием каждого года отчеты о своих трудах и занятиях и одобрительные о себе свидетельства от уездных предводителей дворянства и от лиц, у коих исполнять будут обязанность своего звания.

Катя недолго работала домашней учительницей. В 1906 году она пишет  прошение  на  имя  директора  Московской  консерватории:

«Избирая для специального обучения фортепьяно, покорнейше прошу допустить меня к приемным испытаниям».

То были годы расцвета и Консерватории, и Императорского Русского музыкального Общества. В его руководстве – Рахманинов, Направник, Глазунов, Ипполитов-Иванов. Среди почетных членов – Даргомыжский, Антон и Николай Рубинштейны, Лист, Чайковский, Балакирев.

В нашем доме, на стене, висели две фотографии. На одной прадед, Иван Иванович. Спокойное, умное лицо, усы. Удивительно: бороды, «принадлежности» купеческого сословия, нет ни на одном снимке! Другая – групповая: студенты и преподаватели Консерватории. Катю я узнала сразу.

  • А это Гольденвейзер, – показала она на мужчину в первом ряду. – Я была его любимой ученицей.

Время обучения в Консерватории восемь лет. Однако Катя поступила в 1906 году, а кончила в 1911. Оказывается, восемь лет только для начинающих. Если же абитуриент посещал до этого музыкальную школу или филармоническое училище, если занимался  с  частным преподавателем, курс наук для него был меньше.

Да, Катя в течение года брала уроки у самого Гольденвейзера, дома. Жил он, кажется, на Гоголевском бульваре или на Пречистенке. В Консерватории начал работать именно в 1906 году; вот и взял ее в свой класс.

Катя вспоминала, с каким нетерпением ждали они первую лекцию. Не зря ждали. Александр Борисович с упоением говорил о том, как это прекрасно – быть музыкантом. Но и как трудно. Вот недавно он с  композитором  Сергеем  Танеевым  побывал  в  Ясной  Поляне, у Толстого. По приглашению Софьи Андреевны.

  • Встретили нас прекрасно, – рассказывал Гольденвейзер  сту-

дентам.  –  Но  я  чувствовал:  нас  пригласили  не  просто  как  друзей, а прежде всего, как музыкантов. От нас ждали музыки. С первого этажа перетащили наверх рояль, и мы играли на двух фортепиано. Когда человек имеет несчастье – он так и сказал: несчастье! – играть на каком-нибудь инструменте, петь, декламировать, это мешает ему общаться с людьми. В любой компании с таким человеком не говорят по душам. Его эксплуатируют… Готовы ли вы к этому?

Они были готовы.

Класс считался очень сильным. Здесь, например, училась Фаина Петрова; любители музыки хорошо знают это имя. Она окончила Консерваторию не только по классу фортепиано, но и по классу пения. Впоследствии – профессор, заведовала вокальной кафедрой; заслуженная  артистка  РСФСР.

И Надежда Федотова. Еще студенткой она вышла замуж за Семена Козолупова, выпускника Петербургской консерватории. Потом он, доктор искусствоведения, возглавлял в Московской консерватории кафедру виолончели и контрабаса. А она преподавала фортепиано. У Козолуповых было три дочери: Ирина играла на фортепиано, Галина – на виолончели, Марина – на скрипке. Кажется, Галина и Марина уехали потом преподавать в Саратов.

Борис Радугин, Ниссон Миллер, Самуил Фейнберг, Александра

Старикова, Александра Крейнбринг – эти имена бабушкиных однокурсников вошли в историю Консерватории. У многих музыкальные корни. Старикова, например, дочь директора музыкального училища в  Тамбове.  Крейнбринг  –  дочь  дирижера  военных  оркестров.

Федор Федорович Крейнбринг был известен в Москве не только музыкальными способностями, но и медицинскими познаниями. Александр Варенцов, московский домовладелец и предприниматель, вспоминает в своей книге, как в 1902 году капельмейстер вылечил его мать.

Рожистое воспаление – с ним не могли справиться самые опытные врачи. А капельмейстер Крейнбринг, приглашенный по совету друзей, «велел мелом натереть воспаленное место и закрыть красным сукном», чем-то помазал… От денег отказался.

Три  года  мать  Варенцова  чувствовала  себя  хорошо.  Потом

болезнь дала рецидив. К тому времени Крейнбринг, увы, умер. Но свой метод заговора с помощью мела музыкант передал швейцару воспитательного дома. Швейцара нашли. Он оказался достойным учеником.

Кате и ее однокурсникам повезло: они участвовали в грандиозном празднике: 28 ноября 1910 года московскому отделению Императорского Русского музыкального Общества, при котором состояла Консерватория, исполнилось 50 лет. Какое было торжество!

Многочисленные концерты и ученические спектакли с участием студентов Консерватории всегда пользовались большим успехом. Билеты на них «даровые», бесплатные: «Покорнейше прошу  выдать мне, если можно, кроме оригинальных кресел, еще ложу»… Аплодисменты запрещались.

И уж подавно они запрещались на экзаменах, хотя выпускники играли «на публику», при переполненном зале. Приглашения рассылались заблаговременно: «Директор Консерватории покорнейше просит Вас почтить своим присутствием выпускные экзамены, дни коих означены в расписании жирным шрифтом. Настоящее приглашение служит входным билетом».

Экзамены  начались  3  мая  1911  года.  Сначала  классы  пения

В. М. Зарудной–Ивановой, потом классы скрипки, кларнета, тромбона, виолончели, арфы. И наконец, четверг, 12 мая, 6 часов вечера. Класс фортепиано профессора А. Б. Гольденвейзера, VIII курс, педагогическое отделение.

В  музее  музыкальной  культуры  имени  М. И. Глинки  сохранился экзаменационный лист Екатерины Розенблат. Что же она играла на выпускном  экзамене?

Во-первых, работы, приготовленные с профессором: Григ, 2 и 3-я

части концерта ля-минор. Во-вторых, приготовленные самостоятельно: Бах – прелюдия и фуга ля-минор, из 2-го тома; Лист – этюд ре-бемоль-мажор. Глазунов – прелюдия, ре-мажор. И, наконец, Бетховен – трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

Диплом подписали принцесса Елена Георгиевна Альтенбургская, председатель Императорского Русского музыкального Общества, и Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, директор Консерватории:

«Екатерина Ивановна Розенблат, православного вероиспове­ дания, окончила … полный курс по педагогическому отделению класса фортепиано и на испытаниях оказала следующие успехи: в главном предмете – игре на фортепиано – отличные; во вто­ ростепенных (обязательных) предметах: теория музыки – очень хорошие;  история  музыки  – отличные;  эстетике  – отличные; в научных предметах – отличные. Вследствие того … она, Екатерина Розенблат Советом Консерватории удостоена звания свободного художника и утверждена в оном Председателем Императорского Русского музыкального Общества со всеми при­ своенными сему званию правами и преимуществами… Марта 30­го дня 1912 г.»

Странно: в классе Гольденвейзера занималось более 30 человек. Экзамены в 1911 году сдавали одиннадцать. А дипломы в тот год получили всего шестеро: двое по виртуозному отделению, четверо по педагогическому.

Некоторые  выпускники  «во  внимание  к  особым  музыкальным дарованиям и отменным успехам» награждались «малою серебряной медалью». Думаю, медали у Кати не было, иначе она хранилась бы в доме, как и фотография с Гольденвейзером.

Переезжая на новую квартиру, мы с мамой взяли Диплом, сняли со стены фотографию. И отнесли в музей Музыкальной культуры имени Глинки.

  • Конечно, возьмем!

Спустя несколько лет я захотела взглянуть на снимок, оживить в памяти. Увы, в музее был ремонт, инвентаризация… После долгих поисков получаю, наконец – нет, не фотографию работы мастера Бенделя, а репродукцию с нее. Подпись: «А.Б. Гольденвейзер (сидит справа) в группе студентов Московской консерватории (справа стоит Миллер, третий справа во втором ряду – С. Е. Фейнберг)». Больше ни  одной  фамилии.

  • А это кто? – показываю на Катю.

Пожимают плечами:

  • Не знаем.

Зато я знаю! По просьбе сотрудников беру ручку и дописываю:

«Во II ряду стоит Розенблат Е. И. – первая слева».

314


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95