Ещё не так давно в нашей стране не было модных заведений под названием «барбершоп». Но индустрия стремительно развивается, и вот уже «салоны красоты для мужчин» можно встретить в любом крупном городе России. Почему это место так завораживает мужчин? Каково это — работать женщине только с «сильным полом»? На эти вопросы никто не ответит лучше, чем мастер одного из таких барбершопов — Екатерина Сергеевна Ракша.
Типичный русский барбершоп
— Опишите несколькими словами то, чем занимаетесь на работе.
— Привожу в порядок внешний вид нашей сильной половины человечества, подбираю стрижки, форму бороды и способы ухода за собой.
— Почему выбрали профессию? Занимались чем-нибудь профессионально до барбершопа?
— Свою профессию я не выбирала, она выбрала меня ещё в 14 лет: взяв в руки ножницы, подстригла друга своего старшего брата. Когда подошло время выбирать, куда идти после школы, решила пойти учиться на мастера. Профессия парикмахера — это ремесло. Руки всегда кормят, везде и во все времена.
— Насколько прибыльна эта профессия?
— Доход мастера зависит от его профессионализма, умения завоевать любовь клиента — чем больше у мастера клиентов, тем выше стоимость его услуг и выше его доход. Лет десять назад салонов было в разы меньше, поток клиентов зависел в основном от месторасположения. Сейчас же, имея инструменты интернет-маркетинга, можно получать клиентов из социальных сетей и поисковых программ. Для этого мастеру нужен сайт, с помощью которого он может создать своё имя, свой бренд и получать клиентов, не завися от салона.
— Какими навыками должен обладать такой мастер, как вы?
— В наше время в этой профессии очень большая конкуренция, много мужских салонов — «барбершопов», в которые легко попасть любому желающему, отучившись за два месяца на мастера узкого профиля (мужской мастер), купив машинки для стрижки, ножницы, расчёски. Всё, мастер готов!
«Салоны красоты» для мужчин
— Кого интереснее стричь: мужчин или женщин? И почему?
— Я до 2014 года была «универсалом» — мастером, который работает как с женщинами, так и с мужчинами. Раньше мне было неинтересно работать с мужчинами вообще, пока я не попала в барбершоп в центре Москвы, где определённая атмосфера, интересные клиенты и коллектив. И с женским залом я попрощалась. Множество различных услуг для мужчин, работать проще, денег больше. Мужчины в барбершоп ходят чаще, клиентская база растёт быстрее.
— Когда попадаются капризные клиенты, чем побеждаете их вредность?
— Конечно, и среди мужского пола встречаются капризные и скандальные натуры, но улыбка помогает красиво выйти из любой неловкой ситуации.
— Насколько успех мужчины зависит от его внешнего вида? От причёски в частности?
— Современный мужчина тщательно следит за своим внешним видом: оформляет бороду, бреется, следит за стрижкой и пользуется услугами маникюра и педикюра. Причём последнее не менее популярно, чем более «привычные услуги». Я часто наблюдаю, с какой уверенностью в себе встаёт мужчина из кресла после стрижки и бритья. Такое ощущение, будто он становится выше. Конечно, это придаёт ему сил и уверенности в себе, от чего и зависит его успех в жизни.
Работа с клиентами
— Как наладить долгосрочный контакт с клиентом?
— У меня много клиентов, и все они совершенно разные, у всех разные работы, должности, увлечения, образ жизни, и к каждому из них нужен индивидуальный подход. Я стараюсь расположить к себе, быть дружелюбной, чтобы клиент вернулся и стал постоянным. Со многими я работаю уже более четырёх лет. Конечно, многое о своих клиентах знаю, они часто делятся чем-то личным, но всё и всегда остаётся между нами. Ни в коем случае нельзя одному клиенту рассказывать про другого, так теряется доверие и, соответственно, клиент.
— Как часто приходится переписываться с клиентами?
— Многие из них записываются на услугу через меня, но я стараюсь перевести их на администратора, так как это не всегда удобно.
— Чем можно развлечь клиента, пока вы его стрижёте?
— Когда клиент в кресле, нужно уловить его состояние или настроение, понять, что ему сейчас нужно: общение или тишина и покой. От того, с каким настроением он выйдет из салона, многое зависит. Ведь клиенты, которые ко мне приходят, в основном люди бизнеса.
Кто-то готовится к встрече и прокручивает в голове предстоящую беседу — тут с разговорами лучше не лезть. Кто-то забежал во время обеда, и хорошо бы отвлечь его от работы лёгкой беседой. А кто-то приехал с работы, и единственное, что он хочет — это расслабиться, тут можно предложить массаж головы, от которого он будет в восторге.
Барбершопы или парикмахерские?
— Почему в барбершопах цены на порядок выше парикмахерских?
— Ценовая политика в барбершопах такая же, как и в салонах красоты: всё зависит от уровня сервиса (эконом, премиум, люкс). Есть как дорогие, так и дешёвые барбершопы.
— Чем барбершопы лучше парикмахерских?
— В барбершопах обслуживаются только мужчины, что, в первую очередь, хорошо для них. В салонах же общие залы, где рядом может обслуживаться девушка или женщина, например, с окрашиванием на голове — зрелище так себе. А в барбершоп можно прийти с другом и весело провести время, общаясь за соседними креслами.
— В чём разница между моделированием бороды и бритьём?
— Сейчас многие оформляют бороду у мастера. Дома, конечно, так не получится сделать, как с этим справится специалист: подберёт форму, уберёт лишнее, сделает чёткие линии. А вот бритьё мужчина может сделать сам в ванной.
— Как вы думаете, какие стрижки будут в моде через год, через пять лет?
— Мода циклична, никто не знает, что будут носить мужчины в будущем. И это очень интересно!
Роман Морозов
P.S. Записаться к мастеру и задать свои вопросы можно по телефону: 8-916-595-38-01 (Екатерина Сергеевна Ракша).