Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Барометр Донатаса Баниониса всегда показывал «ясно»

Из всех прибалтийских актеров Донатас Банионис был в России, наверное, самым любимым. Может, потому, что ему в российском кино повезло больше всех. Чтобы говорить об этом, достаточно вспомнить главные роли в «Мертвом сезоне» и «Солярисе». Плюс к этому – «Клуб самоубийц», «Змеелов», «Вооружен и очень опасен», «Бегство мистера МакКинли», «Кентавры», «Гойя», «Король Лир»… Даже крохотную, длящуюся чуть больше минуты сцену с жуликом-пастором в «Берегись автомобиля» («Все люди верят. Одни в то, что Бог есть, другие в то, что Бога нет») забыть трудно.

Это, кстати, был редкий случай, когда Банионис говорил на экране своим голосом – из-за акцента обычно его дублировали русские актеры, чаще всего Александр Демьяненко. У актеров вообще-то есть представление, что дублированная роль – это и не роль вовсе. Банионис последовательно это мнение опровергал.

В 17 лет его взяли в труппу театра в Паневежисе, города, который в результате стал для него родным (на сцене театра он сыграл десятки ролей, в какой-то момент став его художественным руководителем). С кинематографом было сложнее: снимаясь во всяких проходных лентах, он вообще не мог взять в толк, что ж это за «искусство» такое, в котором построение кадра важнее смысла роли. Все изменилось с классической ныне картиной Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать». Тут Банионис понял, что ему нужен кинематограф, а кинематограф понял, что ему нужен Банионис.

По-настоящему триумфальная роль ждала его в «Мертвом сезоне» – Банионис сыграл советского разведчика, предельно сдержанного, настороженного, напряженного. Он пытается отыскать нацистского преступника в ледяном, продуваемом всеми ветрами городе Даргейте – и вынужден работать с присланным из Москвы бестолковым клоуном (Ролан Быков), единственным, кто этого преступника знает в лицо. Немыслимо медленная по нынешним временам сцена, где Банионис и Быков минут десять разговаривают в машине, стала шедевром актеров – как весь этот безупречно элегантный фильм стал шедевром режиссера Саввы Кулиша. (Много лет спустя некто Владимир Путин сказал при встрече Банионису, что именно после «Мертвого сезона» захотел стать разведчиком).

При этом Банионис не должен был играть шпиона Ладейникова – на роль уже назначили Вячеслава Тихонова, но его лично забраковал прототип героя, разведчик Конан Молодый, на воспоминаниях которого картина и была основана. Банионис показался Молодому похожим на него самого. (Тихонова судьба в результате тоже не обидела – ему вскоре досталась роль другого разведчика, которую он, наверняка не сыграл бы, если б успел засветиться в похожем образе в «Мертвом сезоне»).

Как у большинства советских актеров, кинокарьера Баниониса пошла на спад в конце 80-х: интересных ролей было мало. Паневежисский театр, впрочем, оставался. Рядом с Банионисом была жена, с которой он прожил десятки лет – а после ее смерти жить ему стало скучно. Три года назад в интервью обозревателю «КП» Галине Сапожниковой он говорил: «Нет сил. Я сижу дома. Утром встаю в 11 часов, завтракаю, потом телевидение смотрю. И все. Когда жена умерла, я совсем по-другому стал жить». События последнего времени были ему неинтересны, как и новые театральные и кинопостановки. При этом человеком он оставался невероятно обаятельным и мудрым. И через «КП» передавал благодарность русским зрителям за то, что в России его до сих пор помнят и любят – «Значит, моя миссия, как художника, не пропала даром, а оставила смысл».

ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛЬМОВ ДОНАТАСА БАНИОНИСА

«Никто не хотел умирать»

«Мертвый сезон»

«Солярис»

«Бегство мистера МакКинли»

«Змеелов»

762


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95