Личный самолет для российских миллиардеров — предмет первой необходимости. Слетать в Лондон на переговоры, отобедать с партнерами в Риме, а к вечеру вернуться в Москву — для них обычное дело. Владельцы персональных лайнеров — самые серьезные люди страны: Роман Абрамович, Михаил Прохоров, Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Михаил Фридман и еще несколько десятков тех, кто украшает рейтинги «Forbes». По последним данным, в распоряжении наших богачей находится около пятисот крылатых машин. Все, что связано с личными самолетами олигархов, оберегается от посторонних глаз с особой тщательностью: практически все борта зарегистрированы на коммерческие структуры, которым строжайше запрещено разглашать имя хозяина.
Весьма преуспел в засекречивании своего «Boeing Business Jet» стоимостью в $100 млн. Роман Абрамович: зарегистрировал его в оффшорной зоне, где более выгодное налогообложение, а базирует в Лондоне. Когда экс-губернатор Чукотки прилетает в Москву, на табло аэропорта загорается лишь надпись «Иностранная авиакомпания». Более подробной информации о воздушном судне узнать не удастся.
Кризис не помеха
Купить самолет за кругленькую сумму — только полдела. Его содержание обходится владельцу почти в %u20AC4 млн. в год. Несмотря на это, никакой кризис не заставит наших миллионеров отказаться от личного аэробуса.
Цвет обивки салона, форму экипажа и рестораны, откуда доставят питание, пассажир выбирает сам. На борту есть все необходимое: Интернет, спутниковая связь, телевидение... Некоторые клиенты просят оборудовать самолет видеокамерами, которые в прямом эфире транслируют полет на плазменную панель в салоне. Кто-то не может лететь без душевой кабины, кому-то подавай целую спальню в отдельном помещении или массажное кресло, которое легким движением руки превращается в просторную кровать. Обычно стоимость «начинки» самолета составляет 30 — 40 процентов от стоимости самого судна.
Секс со стюардессой: запрещено, но можно!
Обхаживать себя во время полета олигархи доверяют только подготовленным по высшему разряду стюардессам. Чаще всего ими становятся милые девушки с высшим образованием.
— На частные самолеты попадают лучшие из лучших, — уверяет директор школы стюардесс бизнес-авиации «Джет-сервис» Ирина Юшина. — Девушка должна быть всесторонне развитой, интеллигентной, в совершенстве владеть английским языком и хорошо выглядеть. При этом претенденткам с модельной внешностью работодатели часто отказывают — красоток не любят жены хозяев самолетов.
VIP-стюардесса должна разбираться в высокой кухне, знать, какие вина с какими блюдами сочетаются, уметь заказывать бортовое питание из лучших ресторанов города. Кроме того, девушка обязана ориентироваться в психологии богатых людей.
— Наши клиенты очень занятые, подвержены сильному стрессу, — продолжает Ирина. — Зачастую, приходя в самолет, они просто хотят расслабиться или, наоборот, выплеснуть эмоции на окружающих. Поэтому стюардесса должна суметь вовремя подстроиться, почувствовать, когда к хозяину можно подходить и предлагать еду и напитки, а когда лучше не высовываться.
Униформу для личного экипажа хозяин воздушного судна чаще выбирает сам.
— Обычно стюардессы работают в классическом костюме: пиджак, блузка, юбка, — Юшина продемонстрировала нам стандартный наряд бортпроводницы. — Но иногда владелец высказывает «особые» пожелания — юбка покороче или брюки в обтяжку. Некоторые девушки беспрекословно выполняют указания босса. Кстати, носить туфли на шпильках стюардессам запрещено, потому что на всех частных самолетах очень дорогие ковры, которые острый каблук может испортить. К тому же босс по салону зачастую ходит босиком или в тапочках. Если девушка нечаянно наступит ему на ногу, он будет очень недоволен!
— А если хозяин самолета попросит стюардессу оказать ему интимную услугу? — не могли не поинтересоваться мы у директора.
— В таких случаях решение принимает сама стюардесса. Она работает на этого человека, и принимать его условия или нет — ее личное дело. В Европе такие вольности невозможны: все, что касается личных отношений между владельцем судна и экипажем, находится под строгим запретом. У нас же в свое время романы со стюардессами крутили все кому не лень! Особенно в
О тонкостях работы личной стюардессы отечественных толстосумов не понаслышке знает начальник службы бортпроводников компании «Джет-2000» Наталия Шелест:
— За 15 лет работы в бизнес-авиации я убедилась, что эта профессия не из легких. Стюардесса круглые сутки должна быть готова к вылету: от момента подачи заявки до взлета обычно проходит всего три часа. За это время выдается разрешение на полет и ведется подготовка судна. Бортпроводница должна примчаться в аэропорт, заказать питание и навести порядок на борту: проверить аварийно-спасательное оборудование, чистоту салона — не дай бог оставить отпечатки пальцев на столешницах, комплектацию бара.
Однако даже тщательная подготовка не может уберечь экипаж от казусных ситуаций. Бывает так, что вместо запланированных трех пассажиров на борт поднимается семеро, на которых еду никто не заказывал. Приходится выкручиваться, используя резерв: открывать баночку икры и начинять ею пустые блинчики и тарталетки. А иногда провизия может закончиться прямо в полете. У меня был такой случай: хозяйка судна — известная бизнесвумен (экипажу запрещено разглашать имена своих клиентов. — А. К.) предпочитала пить только кока-колу лайт и ни на что другое не соглашалась. Так получилось, что мы не рассчитали возможности нашей клиентки и в один момент обнаружили, что газировки почти не осталось. А ведь прошла только половина полета, да и хозяйка продолжала заказывать любимый напиток. Нам ничего не оставалось, как смешать остатки кока-колы лайт с обычной. Подмены безнесвумен, к счастью, не заметила, но мне до сих пор стыдно за нашу оплошность!
Позолоченный унитаз и пчелы
Прикоснуться к роскоши корреспонденты «Экспресс газеты» смогли лично, побывав в крупнейшем центре бизнес-авиации — Внуково-3. Стальные птицы олигархов припаркованы на отдельной стоянке, доступ к которой имеют только экипаж и технический персонал аэропорта. — Вон самолет Лужкова готовят к полету, — указал сотрудник аэродрома Владислав на вылизанный до блеска «Bombardier». — Он на днях в Малагу улетает, там у него резиденция. Таких «птичек» у экс-мэра несколько. Каждая по %u20AC60 млн. стоит!
Самолет бывшего градоначальника выделяется на фоне остальных своим нежно-бежевым цветом. В этой же гамме выдержан и салон воздушного судна Лужкова. На борту — три отсека: малая переговорная на восемь человек, конференц-зал, рассчитанный на 20 пассажиров, и комната отдыха хозяина, где есть все необходимое — бар, телевизор, телефон. Кресла и диваны обтянуты мягчайшей кожей, потолки — светлой замшей, столешницы сделаны из английского орехового дерева, на полу — бельгийский шерстяной ковролин, в туалете — позолоченные унитаз и раковина.
— Когда Лужкова отстранили от должности, не представляете, что у нас тут творилось! — продолжает мой собеседник. — Он на своем самолете вывозил антиквариат, который у него имелся в Москве: столы, стулья, зеркала, часы. Даже улья с пчелами грузили на борт! В общей сложности ценностей миллионов на 200 долларов!
Самолет чеченского лидера Рамзана Кадырова внутри немного просторнее джета Лужкова. В хвосте судна — места для охраны, в середине — роскошный салон с белоснежными кожаными диванами и массажными креслами. Столы и дверцы шкафов изготовлены из красного дерева. В носовой части самолета находятся апартаменты Кадырова с баром, в котором всегда есть коллекционные вина, шампанское и виски.
Сотрудники Внуково-3 признаются, что многие VIP-клиенты в полете не могут отказать себе в удовольствии распить бутылку-другую элитного алкоголя. Поэтому «вынос тел» после приземления стало обычным явлением.
— Олигархи — такие же люди, как мы с вами. Только заморочены больше. Вот и снимают стресс с помощью спиртного. Кто-то до умопомрачения надирается, а другой меру знает. Иногда подшофе начинают аукционы устраивать: кто больше денег за стоянку и взлетную полосу даст. Помню, зимой Елена Батурина выиграла: чтобы в рождественские каникулы ее самолет первым взлетел в небо, не пожалела 17 тысяч евро! — вспоминает Владислав.
Только цифра
Стоимость полета из Москвы в Лондон на собственном «Falcon-2000» обойдется вам в 46 тыс.
Только цифра
Стать личной стюардессой олигарха можно всего за три недели, потратив на обучение 55 тыс. руб.
Анастасия Козлова