Для меня выход первого крупного блокбастера этого года был связан с противоречивым ожиданием: с одной стороны, увидеть воплощение фильма, идея которого в Голливуде существовала больше 15 лет, было, как минимум, интересно, с другой стороны, одолевал вопрос: сможет ли режиссер выдать фильм, который бы хоть как-то смотрелся на фоне успешной нолановской трилогии о Бэтмене? И это сомнение напрямую было связано с именем постановщика новой картины – Зака Снайдера. Бодро начав свою карьеру зубодробительным римейком ромеровской классики «Рассвет мертвецов», Снайдер начал активно скатываться в трэш и угар. Пафосная поделка «300 спартанцев», не имеющая никакого отношения к битве при Фермопилах, не только вывела на новый уровень карьеру Джерарда Батлера, сыгравшего будущего героя мемов царя Леонида и возобновившего моду на брутальных героев, но и стала примером, как можно создать фильм, чуть более чем полностью снятый на фоне хромакея. Высокие кассовые сборы лишь усилили тренд бездумного использования спецэффектов и «зеленого экрана».
Round One: Fight!
© 2016, Batman VS Superman
Противоречивые «Хранители» и совсем уж провальный трэш «Запрещенный прием», не принятый ни зрителями, ни критиками, серьезно подкосили карьеру Снайдера, его назначение на режиссуру перезапуска «Супермена» выглядело скорее аферой, но известность супергероя вкупе с хорошей рекламной кампанией помогла вытянуть чересчур вычурную и пафосную версию «Супермена», которая имела зрительский успех, да и критики на удивление ставили хорошие оценки (хотя не стоит забывать, что к фильму приложили руку и братья Ноланы, поумерив излишнюю любовь Снайдера к трэшу). Не скажу, что перезапуск удался на все 100%, но фильм смотрелся бодрее того, что наворотил Брайан Сингер семью годами раньше. Была вообще загадка, есть ли у Зака Снайдера режиссерские навыки, или он просто хороший визуалист, который пытается выполнять режиссерские функции. Определенные сомнения были, особенно после новости о непринятии критиками этого фильма. И все же, Снайдеру удалось удивить: его «Бэтмен против Супермена» - вполне неплохая картина, не шедевр, но вполне способна получить заслуженное признание как новая веха в экранизациях комиксов.
© 2016, Batman VS Superman
Изрядно постаревший Брюс Уэйн становится свидетелем сражения Супермена с генералом Зодом, их схватка приводит к обрушению и гибели кучи сотрудников компании Уэйна. Ожесточенность Брюса в поисках справедливости вместе с неприятием его методов Кларком Кентом постепенно приводит к потенциальной конфронтации, почва которой активно подписывается психопатическо-хипстерской версией Лекса Лютера, чья компания за взятки начинает разрабатывать технологии криптонян, конечная цель которых – как уничтожение «человека из стали», так и ликвидация «темного рыцаря».
© 2016, Batman VS Superman
Самое главное при просмотре этого фильма – его ни в коем случае не стоит сравнивать с нолановской трилогией. Это две абсолютно разные вселенные, живущие по совершенно разным законам. В этой иной реальности Брюс Уэйн – это скорее такой Джеймс Бонд, который доходит до максимальной степени ожесточения, пытаясь доказать свое видение справедливости, Кларк Кент уже не тот зашоренный «лошара», который и слова сказать не может, а человек, имеющий собственное мнение, почти не отличимый от своего супергеройского альтер-эго. Несмотря на чрезмерно серьезный тон, некоторую пафосность и некоторую затянутость первых полутора часов, фильм оказывается изобретательным аттракционом, чья начальная сцена задает определенный тон динамики, впоследствии усиливающейся в течение всей картины, сцена погони и сама битва между главными героями поставлены выше всяких похвал.
Кое-где критиков можно понять
© 2016, Batman VS Superman
Конечно, есть мелкие претензии. Если анализировать актерскую игру, то здесь все противоречиво: Аффлек – не самый блестящий актер и в данной роли только усиленная брутальность его персонажа как-то скрашивает общее исполнение, конечно, если рассматривать Уэйна – Кристиана Бэйла как человека, борющегося со своими демонами, а Уэйна – Аффлека как немолодого мужчину, уставшего от своей миссии и пытающегося всеми способами установить собственный порядок, то старания Бена смотрятся вполне правдоподобно. Генри Кавилл опять малоэмоционален, его персонаж больше похож на супергеройскую версию «Терминатора», однако, невыдающийся актерский минимализм как Аффлека, так и Кавилла начинает смотреться достаточно органично, стоит им вместе оказаться в кадре. Мне пока сложно оценить Галь Гадот, ее роль в фильме весьма существенная, но до конца не раскрыта. Кто действительно порадовал – это Джесси Айзенберг. Парень оторвался на полную катушку, воплотив злодея Лютера новой формации – такого психованного хипстера, реинкарнированного Курта Кобейна с джокеровскими замашками. Его герой разбавляет своей бесшабашностью весь пафосный тон картины, определенное пиршество для киноманов и выдающаяся роль Джесси. Альфреда Эмми Адамс и Дайан Лэйн играли в пределах своих ролей, не показав ничего выдающегося, герой Фишберна в этом фильме смотрится уж совсем лишним.
© 2016, Batman VS Superman
Конечно, при всех сценарных находках, есть к общей структуре определенные вопросы. Легковесности «Мстителей» здесь нет и в помине. Излишняя серьезность и множество отсылок к вопросам религии (чего хотя бы стоит вознесение к свету молодого Брюса Уэйна) оставляют в недоумении, хотя общая брутальность фильма идет в плюс. Как и любой блокбастер, этот фильм не лишен недостатков, а уж режиссерская мегаломания и серьезный тон смотрятся несколько чужеродно в теле этой экранизации комикса. Однако, я лично ожидал гораздо худший вариант и, при всех недостатках этого фильма, считаю, что картина удалась и Заку Снайдеру надо дать шанс, при хорошем сценарии из «Лиги справедливости» может получиться достойное кино.
P.S. Конечно, фильм может не добрать по кассе, да и признание у критиков далеко не блестящее, но думаю, что со временем роль этой ленты будет переосмыслена.