Джей Джей Абрамс в своем роде уникальный человек, ухитряющийся совмещать несколько ипостасей: гениальный пиарщик, посредственный сценарист и нулевой режиссер. В разгаре победоносного шествия по кинотеатрам его фанфик-версии «Звездных войн», получивших 2 миллиарда кассовых сборов и немалую критику, как фанатов, так и простых любителей хорошего кино, Абрамс громогласно объявил, что один из его малобюджетных проектов на самом деле является долгожданным продолжателем фильма «Монстро» - низкобюджетного феномена 2008 года.
© 2016 Cloverfield 10 lane
Долгое время Абрамс являлся телевизионным продюсером и средней руки сценаристом, чьи сценарии для сериалов были получше его же потуг в сочинении историй для полнометражных фильмов. Достаточно поздний дебют Абрамса в режиссуре полнометражного кино тоже вряд ли можно назвать успешным: «Миссия: невыполнима 3» оказалась худшей в серии, да и кассовые сборы вкупе с не самой лучшей критикой заставили продюсеров задуматься о перезапуске франшизы или ее полного закрытия. Однако, именно 2008-й год поднял Абрамса на новую ступень. Агрессивная маркетинговая кампания, включавшая множество элементов «вирусного маркетинга», подогрела зрительский интерес к малоперспективному проекту «Монстро» до максимума, создав Абрамсу славу гениального пиарщика. Хотя на выходе оказался очень посредственных низкобюджетный вариант «Годзиллы» Роланда Эммериха, снятый трясущейся камерой. Будем говорить честно: несмотря на всю глупость и дурость фильма Эммериха, смотрелся он интереснее и динамичнее совместной поделки Абрамса с Мэттом Ривзом. Но в приоритете в Голливуде сначала кассовые сборы, а потом уже художественные качества картины, а с бокс-офисом проблем не возникло: привлеченные массированной рекламой, зрители помогли «Монстро» не только окупиться, но и принести хорошую прибыль.
Долгое время стоял вопрос о сиквеле, который, впрочем, особенно не продвигался, если не считать редкие туманные намеки Абрамса о «разработке проекта». И вот, оказавшись в центре внимания в связи с новыми «Звездными войнами», Абрамс моментально привлек внимание общественности к ранее почти неизвестному проекту, который проходил под черновыми названиями «Подвал» и «Валенсия».
Обошлось без селфи
© 2016 Cloverfield 10 lane
Завязка данной картины вроде бы интригует: молодая девушка Мишель в исполнении Мэри Элизабет Уинстед после бурной ссоры со своим парнем, садится за руль и в порыве злости решает уехать далеко от города. Последнее, что она слышит по радио перед аварией – это новости о полном отключении Лос-Анджелеса от электричества. Очнувшись, она оказывается заперта в каком-то подземном бункере. Некий Говард, бывший морпех, в исполнении Джона Гудмана, объясняет, что спас героиню от неминуемой смерти в аварии. Кроме того, выйти наверх уже нельзя, т.к. произошла неведомая атака с применением оружия массового поражения и возможно, что Говард, Мишель и странный молодой человек Эммет – это единственные выжившие на многие километры в округе. Но напряжение усиливается, ведь единственный, кто видел атаку – это сам Говард, который категорически против любой помощи извне.
К счастью, это не римейк «Зеленого слоника». Слава Абрамсу.
© 2016 Cloverfield 10 lane
Жанр камерного триллера, который по ходу своего развития претерпевает определенные жанровые трансформации, получил новый толчок в 2015-м году с выходом великолепного «Визита» и оскароносной «Комнаты». Пожалуй, именно эти две ленты напрашиваются на прямое сравнение, как поднимаемыми вопросами, так и идеями относительности любой реальности. Однако дебютанту в режиссуре Дэну Трактенбергу не хватает элеметарного опыта, чтобы справиться с таким жанром. Его фильм интересен в начале и хорош в заключительной части, но очень сильно провисает в середине, даже те сюжетные твисты, которые меняют несколько раз ход повествования картины, поданы как-то неряшливо и уныло, нивелируя свой эффект почти до минимума. В принципе, о героях мы почти ничего не узнаем, ни их прошлого, ни мотивов. Попытки режиссера сделать поведение героев вне определенного шаблона, оказываются провальны. Мишель, от лица которой мы видим все происходящее, совсем не похожа на lady in trouble, а превращается прямо в экшн-героиню, такую непризнанную дочку Змея Плисскена (привет Джону Карпентеру), которая с первых минут ведет себя независимо и пытается убежать, даже не оправившись от шока. Помешанный на идее конца света Говард, чья фигура менее всего напоминает бывшего морпеха, сначала ведет себя как добрый отец, который, впрочем, не лишен комплекса Бога и всячески будет пытаться реализовать его на окружающих. К этому герою зрительское отношение будет меняться от положительного к крайне отрицательному, однако, о его мотивах зрителю не дано узнать. Эммет вообще самый непроработанный персонаж, чья мотивация остается невыясненной, пожалуй, кроме симпатии к Мишель. Бодро начавшись, фильм превращается в тягомотное произведение, которое не спасают сценарные коллизии. Лишь финальный твист картины хоть как-то выправляет ситуацию.
Примерная суть основной части фильма
© 2016 Cloverfield 10 lane
Среди актерского трио, безусловно справившимся можно считать Джона Гудмана, чей персонаж, странный человек, помешанный на апокалипсисе и не любящий, когда кто-то высказывает иную точку зрения. В какой-то момент этот кажущийся добряком великан даже превращается в некое подобие фрейдовского Father figure, желающего вновь обрести свою потерянную дочь, однако, его дальнейшая трансформация выведет определенные нелицеприятные моменты характера этого персонажа. Мэри Элизабет Уинстед, которая почти сразу превращается в смесь Змея Плисскена и Эллен Рипли, смотрится слишком нелепо и однообразно для экшн-героини. Для Джона Галлахера-мл. его роль также точно не станет прорывом, такой хипстерский мямля больше подошел бы для фильмов о человеке-пауке.
Попахивает дурно
© 2016 Cloverfield 10 lane
Налицо классический фильм, ожидания от которого были гораздо выше, чем получившийся результат. Агрессивная реклама помогла этой незамысловатой картине привлечь внимание массовой аудитории и великолепно показать себя, хотя художественные качества картины, многочисленные провисания сюжета (и это для фильма в полтора часа), непроработанность персонажей, корявость подачи сюжетных твистов (хотя идеи, безусловно, интересные) превращают «Кловерфилд, 10» в одноразовую картину, которую не захочется пересматривать. Пожалуй, в этом и кроется главное сходство с «Монстро». Во всем остальном нет. Доверяйте меньше рекламе и больше доверяйте своему мнению.