Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Без школы, или как избежать неизбежного. Глава 17.

Вот телестудий полумрак

И грани света…

Монтируется счастье так:

Работа — лето.

Денис Маслаков, 11 лет.

С тех пор как в нашей жизни появилось телевидение, на школу совсем не осталось времени. Денис даже пожертвовал большим теннисом, которым занимался ровно половину жизни — четыре с половиной года из восьми с половиной прожитых.

Два эфира в неделю в «Там-там-новостях», где Денёк скоро стал комментатором и стал вести две собственных рубрики. Два дня в неделю занятия журналистикой, актёрским мастерством, художественным чтением. Радиоспектакли, репортажи, работа на ёлках и презентациях, иногда — в кино и на сцене. Передача на радио, где он работал ведущим в прямом эфире. Командировки. Каждую неделю — мешок писем от телезрителей и радиослушателей.

Все обязанности Принца поэтов тоже оставались за ним. Выступления в ЦДЛ и ЦДРИ, концерты, интервью. Иногда всё это причудливо переплеталось. Так, на юбилее Сергея Михалкова в Колонном зале Дома Советов Денис представлял ассоциацию «Интеллект XXI века», объединявшую одарённых детей и свою передачу. Он читал стихи юбиляра как артист, свои стихи как поэт, поздравлял Михалкова от ассоциации и от Российского канала ТВ. Заодно готовил репортаж об этом мероприятии для своей передачи. Кроме того, он ставил сценку из «Дяди Стёпы», в которой сам же играл, для той же передачи. А за кулисами Колонного зала Евгений Петросян предложил Дэну попробовать себя в качестве юмориста — профессионал мгновенно заметил Динькино чувство юмора и актёрские данные. Но десятилетний Денис расхохотался:

— Вот уж на это точно времени не хватит. Столько работы — ужас! Разве что ночью, часа в три — самое время для юмора!

Это была сумасшедшая жизнь, которая оказалась Денису и по вкусу, и по плечу. Он работал с таким увлечением, что, казалось, никогда не уставал. Причём он любил работать настолько, что вопросы оплаты его совершенно не интересовали. К тому же, в отличие от большинства работающих детей, он никогда не брал заработанные деньги себе, а клал их в семейную шкатулку вместе с нашими заработками. Он был просто одним из взрослых работающих членов семьи — на равных — и очень гордился этим.

Такое отношение к работе он сохранил, видимо, на всю жизнь. Недавно его повысили на работе. Дэн пришёл подписывать назначение в отдел кадров своей огромной компании. Сотрудница поздравила его и спросила, какой будет теперь его зарплата.

— Представления не имею. Я не интересовался этим вопросом,- честно сказал он.

— Как? — удивилась кадровичка. — Это же самое главное!

— Вы знаете, у меня несколько иные ценности в жизни. Но если для Вас самое главное это, вы можете позвонить моему непосредственному руководителю и узнать!

Но вернёмся к школе. Конечно, если бы Денис любил учиться чуть меньше, он, наверное, совсем забросил это дело. Но он любил узнавать новое настолько, что находил время для учёбы, просыпаясь пораньше. Он вообще ухитрялся учиться всему и везде. У осветителя — ставить свет. У оператора — обращаться с камерой. У мастера, который чинил в доме домофон — чинить домофон. Кроме шуток, наш дом много лет уже не платит за ремонт «запирающего устройства» — Дэн обслуживает домофон лучше всех мастерских, разве что бесплатно и по ночам, в другое время его просто никогда нет дома.

Закона об экстернате тогда ещё не было. Но Денис перешёл на экстернат беззаконно, явочным порядком. Другого выхода всё равно не было. У него были уважительные причины не посещать школу, но он учился и хотел сдавать экзамены. Он забегал между телевидением и радио, быстренько сдавал несколько тем за четверть и мчался дальше.

Однако когда я озвучила нашу стихийную ситуацию и предложила сыну сдавать уж сразу за год, не размениваясь на четверти, он засомневался, сможет ли он учиться совсем самостоятельно. Я сказала:

— Денёк! Но ты же и так всю жизнь учишься самостоятельно! Ну вспомни! И потом, что ты теряешь? Не сложится, вернёшься в школу… Если времени хватит. Посмотри, что получается — на школу у тебя времени нет. А на учёбу почему-то хватает. Давай попробуем, а? Ну какие твои годы! Один учебный год попробуем, а если не понравится, переиграем. Идёт?

Денис согласился:

— Конечно, если бы я был совсем взрослым, лет одиннадцати-двенадцати, я бы не рискнул, наверное. Но пока мне девять, ещё можно экспериментировать!

С самого раннего детства у моего сына лучше всего получалось то, в чём им никто не руководил. Он человек очень ответственный и инициативный, так что любое руководство лишь сковывает его. Всё равно никто никогда не догадается, как он хочет сделать. Так что с ним количество свободы прямо пропорционально результатам деятельности. Поэтому я сделала ужасную, на первый взгляд, вещь. Сагитировала ребёнка на авантюру и спокойно устранилась. Денис же пытался осознать и структурировать то, что он на самом деле делал очень хорошо, но неосознанно. Процесс самопознания, внутренней организации и автокоммуникации — дело непростое.

Мы приступили к эксперименту осенью. Сначала сын пытался заниматься всеми предметами по чуть-чуть в один день, как в школе. Не сложилось. Тогда он поделил предметы между днями недели — опять не пошло. Денис пришёл ко мне советоваться:

— Я понимаю, что это совсем моё дело. Но всё же — ты бы что делала в такой ситуации?

— Я, пожалуй, не хваталась бы за все предметы. Взяла бы для разгону один не самый противный предмет, выучила бы его сразу за год и сдала. И посмотрела бы, сколько это требует времени. А там видно будет!

Дэн так и поступил. Выучил за пару недель один предмет, потом — другой, третий… и понеслось!

Ваша Алёна Маслакова

1205


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95